Режиссер и актер Серж Аведикян: «Параджанов – трагическая фигура в костюме клоуна»

Сержу Аведикяну и Олене Фетисовой вручили «Золотой Дюк» за «Лучший украинский полнометражный фильм».

В Одессе завершился 4-й Международный кинофестиваль.

«Какой я украинский националист? Я просто гений» — скромно говорит герой этой картины. И в Одессе только что это подтвердили. «Золотой Дюк» за «Лучший украинский полнометражный фильм» был вручен режиссерам ленты «Параджанов» Сержу Аведикяну и Олене Фетисовой.

Гениального режиссера сыграл сам Аведикян – актер и режиссер армянского происхождения, живущий во Франции. Его жену, красавицу и умницу Ларису – наша Юлия Пересильд. Картина получилась вовсе не байопиком, как поспешили заявить некоторые критики, а лаконичным и сильным высказыванием о наиболее драматичных моментах жизни гения. Мы видим события 1960-х годов, когда Параджанов начинает снимать «Тени забытых предков». Герою, влюбленному в свою жену, противостоят тупые чиновники и гэбисты, которые, в конце концов, с помощью вранья и подлогов, запрятывают непокорного художника в тюрьму.Серж Аведикян, кстати, весьма похожий в гриме на Параджанова, рисует его образ смачными, но деликатными красками. Появятся в картине и зэки, и Марчелло Мастрояни – в непридуманной сцене визита высокопоставленных чиновников в тбилисскую квартиру мастера. Мы оценим тонкую самоиронию мастера – в углу позолоченный пионер будет регулярно дуть в горн и восклицать: «Параджанов – гений!» Все, как было на самом деле… Почти все… Потому что Параджанов – это уже миф. Легенда. Как сказали бы сегодня – брэнд. И фильм, конечно, не документ, а версия художников о своем гениальном коллеге.

Корреспондент «Вечерки» поинтересовался у Сержа Аведикяна, как он оказался в проекте.

Сначала я был приглашен в этот фильм как актер, – говорит Аведикян. – Но когда режиссер Роман Балаян отказался снимать картину, меня попросили его заменить. Я не сразу решился, потому что проект был не только трудным, но и опасным… Как подступиться к такой теме?

Что же вас подвигло согласиться?

  • Я согласился встать за камеру, когда понял что смогу сыграть роль режиссера в реальной жизни.
    Итак, с одной стороны я был режиссером по имени Параджанов. Но я также был и режиссером фильма «Параджанов» Я не играл его в общепринятом смысле, я был вовлечен коллегами в необычайную атмосферу мира Параджанова. Как режиссер, как человек – а не только, как артист. Одно помогало другому.

Как вам сотрудничество с Оленой Фетисовой?

  • Мой сорежиссер Олена писала сценарий, опираясь на письма и интервью художника советской эпохи, борца за свободу. Но когда мы начали работать вместе, она поняла что этого недостаточно, необходим свежий новый взгляд, а не простое следование известным фактам. У нее классический документальный подход, и мне пришлось нелегко пытаясь продираться сквозь факты. Мы ведь не создавали кино, основанное только на фактах, это должно быть нечто другое, если говорить о терминах художественного языка и стиля.

Что оказалось самым трудным?

  • Главная проблема была – найти баланс между объективной реальностью и субъективным подходом. И я думаю, что мы с этим справились. Окончательный результат говорит, что мы во создали характер, который не имитирует Параджанова, но очень близок к нему. Не в физическом смысле, не потому что гримеры сделали меня очень на него похожим. А в метафизическом. Речь о его духе. Поведении. Образе мыслей. И наиболее важно то, что это все накладывало массу ограничений в работе над ролью.

У каждого из нас свой Параджанов… Вы играли свое представление?

  • Понимаете, каждый ждет, что Параджанов будет таким, каким он был иногда на сцене, когда на него смотрели – театральным, смешным, играющим в жизнь, щедрым. Но очень мало людей знали его иным в те времена, когда он в одиночестве мастерил свои уникальные коллажи. Только избранные друзья. Я работал именно над тем, чтобы показать его разным. И думаю, мне это удалось. Публика увидит такого Параджанова, какого не ожидала, не представляла себе.

Не давил груз ответственности? Играть гения не каждый решится…

  • С самого начала я почувствовал свободу от всякой ответственности. А она была велика – и актерская, и режиссерская. Да, я рисковал. Если бы я имитировал Параджанова, я бы провалился. Но я хотел просто приблизиться к Параджанову, которого я знал. Конечно, мы с ним разные, у нас разные взгляды на многие вещи. Но это не важно. Важно то, что внутри личности. И еще одну вещь нам удалось открыть. То, что это характер, по сути, трагический – до съемок я это не понимал. Только внешне, поверхностно казалось, что он постоянно дурачится, старается разыгрывать всех вокруг, шутить…А на самом деле это была очень трагическая личность.

Справка «ВМ»

Французский кинорежиссёр, актёр, продюсер, сценарист армянского происхождения, Серж Аведикя́н родился 1 декабря 1955 года в Ереване. Родители Сержа родились во Франции, они потомки беженцев из Турции, переживших геноцид армян. В 1947 году под влиянием пропаганды Сталина и Мориса Тореза семья Аведикян репатриируется в советскую Армению. Живя в Армянской ССР, Серж посещал французскую школу в Ереване. Когда ему исполнилось 15 лет, его семья возвращается во Францию. Учась в колледже, он участвовал любительских постановках. После окончания обучения в Консерватории Драматических Искусств Мёдона в 1971 году работает со студентами Парижской консерватории. В 1976 году с группой единомышленников создает театральную труппу, а в 1988 году основывает собственную киностудию. Сыграл более, чем в 20 фильмах, в том числе «Мы были единственными людьми», «Красный пуловер», «Халтерофлик», «Рассвет», «Красный оркестр», «Майрик», «Лабиринт», «Пропавшие без вести», «Тайные агенты», «Путешествие в Армению», «Армия преступников», «Красивая жизнь», «Параджанов». Поставил более десяти картин, в том числе «Завершенная миссия», «Пятая мечта», «До свидания, мадам», «Мне господа – дамы», «Терра Емота», «Мы пили ту же воду», «Возвращаясь», «Собачьи истории» (анимационный), «Параджанов» (в соавторстве с Еленой Фетисовой) 24 мая 2010 года на Каннском кинофестивале в номинации «Лучший короткометражный фильм» Золотой Пальмовой ветви удостоилась работа Сержа Аведикяна «Собачьи истории» (fr:Chienne d’histoire).

Источник: kinote.info

 

Добавить комментарий