Почему украинские фильмы проваливаются в прокате
В последнее время украинское кино перестало быть мертвым. Все больше запускается в производство картин (в ближайшее время увидим «Никиту Кожемяку», «Ивана Силу», «Синевир»). И это, естественно, не может не радовать. Но о том, как складывается прокатная судьба наших картин, почти ничего не известно. Когда мы начали искать информацию о кассовых сборах украинских фильмов, то столкнулись с множеством проблем. Если в Голливуде информация о бюджете, кассе, количестве зрителей и кинотеатров, в которых крутили фильм, на виду (ее можно найти на любом специализированном сайте), то в Украине, зачастую, это что-то типа коммерческой тайны (по «совковой» привычке у нас не очень-то любят говорить о деньгах). Потому информацию пришлось собирать буквально по крупицам.
И вот, что мы выяснили: ни один отечественный фильм не смог даже окупить себя! Причин тому множество. «Не стоит забывать, что наше кино — практически новорожденное, — рассказал нам кинокритик Валерий Ковалевич. — Оно неопытно и пока еще даже не ходит на своих двоих, а лишь ползает. А значит, русскому кинорынку оно неинтересно. Отечественного же для самоокупаемости недостаточно. Кроме того, у наших актеров нет опыта большого кино — они отравлены сериальной поденщиной. Отсюда низкий уровень актерской игры. Также не стоит забывать об отсутствии конкурентноспособных сценариев. Кино об ОУН-УПА или казаках никому, кроме нас, интересно не будет!».
Остается добавить, что даже в Украине наши картины прокатывают в разы в худших условиях, чем те же российские. «Хотел сходить на «Тот, кто прошел сквозь огонь», — рассказал нам житель Харькова Александр Титаренко, — но кино крутили лишь в дневное время, когда все нормальные люди сидят на работе». В общем, снимать мы уже вроде как снимаем. Осталось понять, как убедить зрителя все это смотреть.
«АВРОРА». Фильм Оксаны Байрак в свое время позабавил многих. Даром что это трагедия. В ней рассказывается о судьбе девочки, получившей огромную дозу облучения после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции. Суть в том, что эту слабенькую во всех отношениях картину наши киношники на полном серьезе решили подать на соискание премии «Оскар» в номинации «Фильм на иностранном языке». И подали. Надо ли говорить, что оскароносные академики фильм «прокатили».
«ИНДИ». Мелодрама от Александра Кириенко (он же режиссер еще одного героя нашего топа — «Оранжевое небо»). Несмотря на известный актерский состав (Алена Бабенко, Александр Балуев, Александр Домогаров) фильм не нашел отклика в душах зрителей. Еще бы — для страны, в которой людям не хватает денег порою даже на самое необходимое, духовные метания жены богатого человека среди дизайнерских интерьеров вызывают если не иронию, то злость: «Ишь, стерва, с жиру бесится!».
«ТОТ, КТО ПРОШЕЛ СКВОЗЬ ОГОНЬ». Вымученная картина Михаила Ильенко об украинском пилоте и Герое Союза Иване Додоке. «Год снимали, еще два просто ждали денег», — рассказал нам режиссер. Тем не менее кино вышло на экраны. И критики сразу разнесли его в пух и прах. Зритель, в общем-то тоже. Но при этом многие признавали: что-то настоящее в этой картине все же есть. Лучший кадр: самолеты в синем небе, а рядом летят белые аисты.
«САФО». Первая украинская эротическая ласточка. Все, что требуется для подобного жанра, есть: остров с говорящим названием Лесбос, невероятно синее море, две симпатичные девушки, с легкостью скидывающие с себя одежду, и предающиеся страстной любви прямо на камнях. Для придания действу некой интеллектуальной глубины в кадре присутствует патриарх нашего кинематографа — Богдан Ступка. На ТВ фильм показал очень даже неплохие рейтинги.
«ШТОЛЬНЯ». Фильм позиционировался как «первый украинский триллер». Увы, режиссер Любомир Левицкий так и не понял, что на самом деле он снял «первый украинский комедийный трэш». Зритель в зале буквально «угорал от смеха», наблюдая за потугами актеров «на игру», нелепыми смертями героев и допотопными спецэффектами. Благодаря этому фильму слово «Штольня» практически превратилось в синоним слова «низкопробное».
«СЧАСТЬЕ МОЕ». В год выхода на экраны фильм Сергея Лозницы о водителе-дальнобойщике наделал немало шума. Во-первых, картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь (осталась без награды) Каннского фестиваля. Во-вторых, кино поразило обилием чернухи в лучших традициях середины 1990-х. Тут и ядреный мат-перемат, и менты, которые сапогами по лицу «гасят» проштрафившихся водил, и кровушка рекой, и проститутка несовершеннолетняя. И персонажи — сплошь мразь и сволочи.
«ОРАНЖЕВАЯ ЛЮБОВЬ». Даже не верится, что на этот во всех смыслах камерный фильм (герои картины львиную долю времени проводят запертыми в квартире) были потрачены весьма неслабые деньги: $3 млн! На что их потратил клипмейкер Алан Бадоев — непонятно. Наверное, на оплату Чадова: «Мол, я тебе чек, а ты полкартины в кадре маячишь полуголым». Несмотря на русскую звезду, фильм в России проигнорировали: по сюжету за окнами квартиры разгорается «оранжевая революция»
«ОРАНЖЕВОЕ НЕБО». Еще одно кино-эхо «оранжевой революции». Фильм о любви, разворачивающейся на фоне криков «Ющенко» и истеричных воплей: «Сейчас на Майдан идут танки и ОМОН, вооруженный дубинками и автоматами». Кстати, Виктор Ющенко в кадре тоже присутствует — в роли себя любимого, естественно. В остальном же, как ни странно, не самое безнадежное кино. С парочкой сериальных российский актеров — Николаем Чиндяйкиным и Александром Лымаревым в главных ролях.
Источник: www.segodnya.ua