15 скрытых шедевров украинского кино

Принято считать, что украинское кино — это Довженко, Савченко, Параджанов, Ильенко, Балаян и Муратова. Однако этими именами история не исчерпывается: есть и другие замечательные режиссеры фильмов, некоторые из которых все еще не особо известны. По просьбе oKino.ua кинокритик ОЛЕКСАНДР ТЕЛЮК выбрал 15 скрытых киножемчужин, чтобы доказать, что наш кинематограф еще полон неизведанных территорий.

Арсенальцы
Реж. Лесь Курбас, 1925

За три года до «Арсенала» Александра Довженко свою версию восстания на киевском заводе 1918 года снял реформатор украинского театра Лесь Курбас. В то время театр Курбаса «Березиль» был не только пионером использования кинопроекции в своих постановках, но и актерской кузней для всего раннего украинского кино. Актеры театра Иван Марьяненко, Александр Сердюк стали основными актерами Кавалеридзе; Пётр Масоха, Семен Свашенко — Довженко; Наталия Ужвий позже играла у Параджанова. Всего Лесь Курбас поставил три фильма, ни один из которых не сохранился.

Два дня
Реж. Георгий Стабовой, 1927

Снятый лучшим украинским оператором Даниилом Демуцким фильм режиссера Георгия Стабового рассказывает о переменчивом настроении гражданской войны. В первый день в брошенное поместье графа приходят «красные», на второй — возвращаются «белые». Своими холопскими манерами первые шокируют оставшегося на страже старого лакея, вторые —вешают его сына-коммуниста. Играющий лакея Иван Замычковский, которого Сергей Трымбач (глава Национальной ассоциации кинематографистов Украины. — oKino.ua) называет одним из лучших украинских актеров ХХ столетия, показывает, как далеко может зайти отчаянный маленький человек в своей мести.

Ночной извозчик
Реж. Георгий Тасин, 1928

Принято считать, что картина Тасина продолжает реалистическую линию советского кино, заданную режиссером Пудовкиным. Это важно, учитывая тот факт, что после «Извозчика» украинское кино было поэтическим, декадентским, байопическим, но практически никогда не реалистическим. «Ночной извозчик» — динамичная драма о доверии к людям во времена революции. Как и в «Броненосце „Потемкине“», кульминационная сцена фильма проходит на Потёмкинской лестнице. Одна из лучших ролей великого актера Амвросия Бучмы.

Строгий юноша
Реж. Абрам Роом, 1935

Украинские киностудии всегда были открыты для режиссеров из Москвы. Свои фильмы в Киеве и Одессе ставили Борис Барнет, Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев. В 30-е годы здесь работал и один из самых недооцененных авторов советского кино, режиссер-синефил Абрам Роом. Его работа «Строгий юноша» — это зарисовка из беззаботной жизни воображаемого бесклассового общества. Пышная и тонкая сатира на лицемерие советской действительности.

Прометей
Реж. Иван Кавалеридзе, 1935

Второй фильм так и незаконченной трилогии «об освобождении» стал последним великим достижением Ивана Кавалеридзе. В «Прометее» режиссер рассказывает о любви, борьбе и братстве украинского и грузинского народов. Будучи одновременно и великим скульптором, Кавалеридзе старался объединять в кино принципы двух искусств. Но официальная критика 1936 года была категорически против всего, что отличалось от соцреалистического канона. «Прометей» обвинили в формализме и перекручивании исторической правды, так и не выпустив на экраны кинотеатров.

Дорогой ценой
Реж. Марк Донской, 1957

Галлюциногенная литература Михаила Коцюбинского нашла свое воплощение на экране не только в «Тенях забытых предков» Параджанова, но и, например, в смелой драме «Дорогой ценой» Марка Донского. Донского ценили во всем мире, а в Италии даже называли тайным вдохновителем неореализма. С картиной «Дорогой ценой» режиссер вернулся на киностудию им. Довженко после ждановских репрессий. Сам фильм — это трогательное антикрепостническое роуд-муви с эротическими сценами и цыганами, где все начинается с неожиданной цитаты Максима Горького: «То, что мы любим, мы любим, даже когда умираем». 6-е место годового топа французского киножурнала Cahiers du Cinema.

Аннычка
Реж. Борис Ивченко, 1968

Безусловной классикой, продолжающей поэтическую традицию в украинском кино, стал дебютный фильм Бориса Ивченко «Аннычка». В нем речь идет о противоречиях, разгоравшихся в карпатском селе во времена Второй мировой войны. Ключевой конфликт украинской культуры — долг перед Отечеством против личных привязанностей — подается здесь в фольклорном антураже. Пугающий танец в «Аннычке» снят не хуже, чем в довженковской «Земле», а Миколайчук в форме нациста выглядит не менее обаятельно, чем в роли Ивана из «Теней».

Тревожный месяц вересень
Реж. Леонид Осыка, 1976

Осыка начал вместе с Киевской поэтической школой: его «Каменный крест» был одним из ключевых фильмов украинского кино 60-х, а «Захара Беркута» сравнивали с Куросавой. Но после выговоров со стороны цензуры он вынужден был снимать посредственные картины. Жанровой лентой «Тревожный месяц вересень» Осыка напомнил всем о своем режиссерском таланте. Противостояние вчерашнего солдата с бандой уголовников из леса Осыка превратил не в заурядный борщ-вестерн, а в конфликт социальных систем.

Черная курица, или Подземные жители
Реж. Виктор Гресь, 1980

«Волшебник страны Оз» украинского кино. Вдохновленный Северным Возрождением и снятый через форточку под звон колоколов Андреевской церкви, фильм «Черная курица» — сюрприз, каких мало. Мечтатель Алёша учится в семинарии для мальчиков из барских семей. Однажды его чопорные будни прерываются психоделическим трипом в параллельный мир, где добрый король (Валентин Гафт) дарит ему волшебные зерна конопли. Вместе с работами Романа Балаяна фильм Греся обозначил новую тенденцию в украинском кино 80-х.

Такая поздняя, такая теплая осень
Реж. Иван Миколайчук, 1981

Как актер Иван Миколайчук стал символом украинского кинематографа. Но в начале 80-х он снял также и два фильма в ипостаси режиссера. «Такая поздняя, такая теплая осень» — ностальгическая драма из жизни украинской диаспоры. Редкий случай, когда поэтический стиль и свободная операторская работа выглядели не просто претенциозным внушением, а политической позицией. И даже злоупотребление этнографическими мотивами, за которые когда-то ругали эту работу, сегодня, кажется, еще больше приближает ее к эмигрантской ментальности.

Голод 33
Реж. Олесь Янчук, 1991

«Голод 33» — одна из лучших экранизаций в украинском кино. Она точно повторяет характер и атмосферу первоисточника — семейной хроники Василя Барки «Желтый князь», повествующей об ужасах голодомора. При всей натуралистичности и трагичности темы Олесю Янчуку удалось создать бескомпромиссный и тонкий фильм, полный эмоций и настроения.

Чудо в краю забвения
Реж. Наталья Мотузко, 1991

Наталья Мотузко сняла только две картины, обе по произведениям живого классика Валерия Шевчука. «Чудо в краю забвения», возможно, последний случай в украинском кино, когда вышиванки, расписанные хаты, ведьмы и суеверные попы выглядели не раздражающе, а чарующе. Снятый на Одесской киностудии мистический детектив об убийстве двух близнецов в карпатском селе — редчайший пример удачной адаптации магического реализма в украинском кино.

Кислородный голод
Реж. Андрей Дончик, 1992

«Кислородный голод» — осенний рассказ о дедовщине в советских войсках за два призыва до распада империи. Соавтор сценария фильма — украинский писатель Юрий Андрухович. Наверняка, именно он отвечает за красноречие бойцов, за придание картине уютного фольклорного настроения. Старшина, которого в фильме блестяще сыграл покойный ныне Виктор Степанов, говорил: «В армии выживает тот, кто умеет подчиняться». Громкий и, к сожалению, точный девиз, выдающий в армейской действительности намек на состояние всего перестроечного общества.

Шум ветра
Реж. Сергей Маслобойщиков, 2002

Фильм «Шум ветра» был вдохновлен поэзией Гёте и музыкой Шуберта. Юный герой постоянно убегает от взрослых, которые не особо беспокоятся о его поиске. Карамельные пейзажи, теплые дожди, обливающие дороги, городские дворы, в которых взгляд неустанно устремлен в небо, лес, околдованный туманом, — все это становится свидетелем непреодолимого желания жить, любить, поддаваться страстям и беседам о вечном.

Эффект присутствия
Реж. Леонид Павловский, 2006

Потерянные фильмы в украинском кино случались не только в начале прошлого столетия, но и в наше время. В финальной версии картины «Эффект присутствия» была забракована фонограмма, и, кроме нескольких фестивалей на территории СНГ, картину так никто никогда и не увидел. Режиссер Леонид Павловский, потративший на съемки пять лет, подавал в суд и объявлял голодовку, чтобы заставить Одесскую киностудию исправить дефект, но все его усилия оказались напрасными. «Эффект присутствия» мог стать качественным последователем кинематографа Киры Муратовой.

Источник: www.okino.ua

Добавить комментарий