Охотник на вампиров
Интервью с хорошо всем известным Александром Гороховым о работе над «Линкольном» Бекмамбетова
Фильмом о вампире или оборотне трудно удивить искушенного всякого разного хоррорами современного зрителя. Но режиссер Тимур Бекмамбетов, заручившись поддержкой Тима Бертона, попытался преподнести знакомые всем атрибуты жанра под новым кровавым соусом. В центр повествования картины создатели поместили реальную историческую фигуру – Авраама Линкольна – самого любимого американцами президента. По смелому замыслу кинематографистов, шестнадцатый президент по ночам безжалостно расправлялся с вампирамии и со временем здорово в этом деле поднаторел, заработав трудовые мозоли.
В основу своеобразного фильма лег приключенческий роман Сета Грэма-Смита, просеивающий реальные исторические факты и события через сито вампирской мифологии. Стоит признать, что Грэм-Смит сработал в лучших традициях постмодернизма, талантливо упаковав фрагменты биографии Линкольна в обертку хоррор-романа с элементами готики. Читатель клюнул, и книжка стала бестселлером. Наверняка Тимур Бекмамбетов и Тим Бертон решили провернуть тот же фокус, но уже с фильмом и попросили Грэма-Смита адаптировать роман для большого экрана. Согласно ряду источников, на воплощение замысла и видения столь необычной истории режиссеру потребовалось около 69 миллионов долларов.
Бекмамбетов относится к числу постановщиков-визионеров, он делает большую ставку на работу с изображением и активно использует современные цифровые технологии. «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» сделан в стереоформате и содержит массу планов с визуальными эффектами. Компьютерной графикой занимались многие вендоры, в том числе Weta Digital и Method, но мы расскажем о вкладе московской студии CGF, которой руководит Александр Горохов.
На картинке представлены (слева-направо): исходный фон, затем плейт, с которого пришлось вырезать персонажа и финальный кадр
CINEFEX: Александр, какой вид работы выполняли художники студии CGF при работе над фильмом Тимура Бекмамбетова?
Горохов: Нам поручили эффекты исчезновения и проявления вампиров, также различные трансформации, когда и без того не слишком приятные люди превращаются в пугающих монстров. Кроме того в экшен эпизодах с уничтожением вампиров мы добавляли в кадры выплески крови. Все-таки Линкольн и сотоварищи не знали пощады и рубили топорами с плеча. Под занавес проекта нам доставались планы с разным содержанием, где требовалась доработка средствами композитинга, симуляции дыма и какая-нибудь иная доводка. Работу же мы начали с поствизуализации, создавали эффекты для режиссерского монтажа, искали любопытные стерео приемы и придумывали различные переходы. Дело в том, что фоном для фильма Тимура Бекмамбетова служат реальные исторические события, которые охватывают большой период жизни Линкольна, поэтому между некоторыми сценами требовались плавные переходы, так называемые транзишинс (от англ. transitions – прим. авт).
CINEFEX: Расскажите о взаимодействии с другими студиями. Наверняка были такие планы, которые создавались сообща, и как происходило в этом случае согласование материала?
Горохов: Такие планы действительно были. В первую очередь стоит рассказать о главной нашей сцене, где фигурирует вроде как груженый серебром поезд. Над эпизодом прекрасно поработали художники канадской студии Method, мы же занимались всеми планами, отснятыми внутри декораций вагонов, и симулировали выплески крови. Трехмерная окружающая среда, когда поезд показывали снаружи, создавалась канадскими коллегами. Работа между нами велась следующим образом, специалисты студии Method осуществляли трекинг и предварительную сборку сцены. Этот материал пересылался нам, чтобы мы добавили всплески крови, после чего сборка отправлялась в обратном направлении. Если у режиссера или супервайзера возникали комментарии по крови, то исправления также вносили наши художники. Все-таки одно дело симулировать кровь на хромакейном зеленом фоне и совсем другое добавлять такую симуляцию в сцену с движением камеры и доработанным окружением.Остальное взаимодействие было связано с доводкой каких-нибудь планов. Дело в том, что под подобные проекты набирается команда на какой-то период времени, после чего специалистов распускают. Но бывает так, что какие-то планы все еще нуждаются в доработке. В этом случае киностудия ищет другие компании, как правило, небольшие. Нам повезло, что после роспуска команд основных подрядчиков такая необходимость возникла, а киностудии повезло, что мы оказались у нее под боком и были готовы брать и доделывать. Художники CGF вносили изменения в планы, реализованные специалистами Weta Digital и Soho. Конечно, речь не идет о глобальных изменениях. Где-то что-то дорисовывали, где-то по мелочи моделировали и так далее.
Актеры в «гриме», но с дорисованными морщинами, венами и слегка измененной мимикой
Также мы участвовали в международной рекламной кампании фильма, занимались созданием роликов и сделали клип для группы Linkin Park. Так что это тоже наше произведение. С ним связана забавная история. Клип должен был понравиться Тимуру, студии и самой группе. При этом Бекмамбетов пребывал в Москве, а потом отправился в рамках промо-кампании в Бахрейн на американскую военную базу, группа гастролировала по Европе, а руководство студии находилось в штатах. Тем не менее, они все договорились между собой в самые сжатые сроки на волне какого-то большого энтузиазма. Режиссерами монтажа были Николай Булыгин и Максим Полинский, собиравшие клип в Avid и трудившиеся в буквальном смысле круглосуточно из-за сжатых сроков.
CINEFEX: Раз уж коснулись сроков, известно, что при работе над визуальными эффектами для отечественных проектов приходится иметь дело с зачастую неадекватными задачам временными рамками. В Голливуде получается тоже так?
Горохов: В общих чертах со сроками на подобных проектах все в порядке. Если какая-то задача видоизменяется, VFX студия получает необходимое время. И если требуется работать сверхурочно для ее выполнения, это оплачивается. Мы планировали закончить свою часть работы в марте, но сдали проект только в мае. При этом один раз концепция по внешнему виду вампиров полностью сменилась. В то же самое время их четкая работа со сроками имеет обратную сторону. В отличие от них мы приучены участвовать в проектах до реального дедлайна, а не даты прописанной в контракте. Поэтому CGF, по словам супервайзера фильма,неоднократно выступала палочкой-выручалочкой. И при заключении договора мы всегда узнаем дату дедлайна, потому что опыт нам подсказывает, что вкалывать придется до упора, плюс потребуется брать еще время сверху.
Cимуляция пыли, разлетающихся щепок, также дорисованы разбитые доски
CINEFEX: Каким образом стереоформат повлиял на производство визуальных эффектов? Были ли какие-то особенности связанные с этим?
Горохов: Мы взаимодействовали со студией Stereo-D, крупнейшим производителем стереофильмов в США.По их запросам делали дополнительный ротоскопинг, какие-то маски по кадрам. Вот и вся особенность. Но при разработке переходов между планами стереоформат учитывался. Переходы создавались в стерео-3D, и мы сразу понимали, что из придуманного на бумаге будет интересно смотреться на экране, а чем придется пожертвовать.
CINEFEX: Я так понимаю, что никакими новыми вещами для себя вы не занимались при работе над этим фильмом…
Горохов: Нет. Просто за океаном никто не любит рисковать, они не дадут какую-то работу, если студия не показала свой уровень по выполнению подобной творческой задачи, например, в шоуриле или в предыдущих проектах. Так что, если в прошлом компания не занималась грандиозной персонажной анимацией, то нет смысла помышлять об «Аватарах». Но по крепким вещам в шоуриле можно быть уверенным в получении работы. Чем разнообразнее и качественнее шоурил тем больше шансов. Со своей стороны мы стремимся к разнообразию.
Cимуляция ткани и анимация разрубания её топором
CINEFEX: Расскажите о симуляции крови. И, вообще, потребовал ли пайплайн внедрения каких-нибудь новых программ?
Горохов: Мы стали одними из первых покупателей программы Hiero компании Foundry. Пожалуй, это единственное новшество в нашем пайплайне. Софт предназначен для организации рабочих процессов. Мы его использовали для подготовки секвенции, проверки конформна и выдачи ежедневных отчетов в нужном формате. Что касается крови, то симуляция производилась в Houdini. Ассет крови перерабатывался не меньше трех раз. У режиссера и продюсеров были особые пожелания на этот счет. С самого начала было решено сделать ее темной и вязкой. Референсами служила сырая нефть и отработанное машинное масло. Но не во всех кадрах кровь – цифровая симуляция, например, в планах Гражданской войны, мы использовали съемочный материал. Предварительно организовали съемки, в ходе которых снимали стрельбу посадками классической киношной кровью бордового цвета. Потом путем цветокоррекции придавали изображению нужный цвет. Так что имитация крови оказалась комплексной задачей. Этим проект и был мне интересен, какого-то единого решения не существовало, приходилось быть в тонусе и постоянно включать голову.
Cимуляция дыма, использована съемочная кровь и пулевые ранения. Для крови проводились подсъемки
CINEFEX: Интересует творческий, а не технологический вклад ваших художников в финальный видеоряд картины.
Горохов: Если говорить о творческом вкладе, то в первую очередь надо отметить студию «Базу», выполнившую потрясающие трехмерные превизы и концепты. Основой для работы всех студий работы послужили именно их аниматики. Многие даже говорят, что превиз эпизода с лошадьми был изобретательней в плане экшена, чем готовые кадры сделанные художниками Weta Digital. Студия «База» создавала аниматики в Autodesk 3dsMax, которые мы для других участников производства частенько конвертировали в подходящие форматы. Например, в студии Weta Digital оказался всего один «специалист-максист» и один компьютер с этой программой. Так что мы помогли новозеландским коллегам с форматами. Так что CGF больше занимались технологической реализацией, а «База» креативом.
Пластический грим, но дорисованы вены, морщины и смоделированы зубы
CINEFEX: И насколько большая команда специалистов CG Factory участвовала в работе над картиной?
Горохов: Если считать всех специалистов, а не только художников, то в Москве и Лос-Анджелесе работали порядка 40 человек. У нас есть офис в Калифорнии. В Лос-Анджелесе нас представлял супервайзер Денис Седов и продюсер Сергей Гриценко, которые были на площадке, участвовали в обсуждениях и всячески стремились донести до нас комментарии и ставили в известность по изменениям, которые происходили. Так, когда мы уже закончили разработку внешнего облика вампиров, пришли комментарии от режиссера и представителей студии, что концепция полностью пересмотрена. Текущий вариант им показался недостаточно пугающим. Подобные решения принимались режиссером и на уровне руководства дистрибьютора. Они должны были договориться и прийти к какому-то консенсусу.
Съемочный материал с симуляцией крови (CGF) и финальный кадр (Method)
CINEFEX: И, напоследок, какими проектами заняты в настоящий момент?
Горохов: Работаем над фильмом«Джунгли» Войтинского, «Джентльменами удачи» Баранова и Киселева, а также сериалом «Шерлок Холмс» Кавуна. Надеюсь, что нам будет о чем рассказать российскому CG-сообществу, и мы сможем удивить.
Источник: cinefex.ru