Искусство таймлапса. Интервью с Сергеем Капустой.

В последнее время становится все более  популярным такой жанр фотовидеосъемки как таймлапс…

В последнее время становится все более  популярным такой жанр фотовидеосъемки как таймлапс

{Time-laps — технология покадровой съемки, позволяющая получить ускоренное отображение протекающих событий}.

Сегодня об искусстве таймлапса мы поговорим с Сергеем Капустой, украинцем, вот уже несколько лет живущим в Португалии и собирающимся снять таймлапс-фильм об этой стране.

— Добрый день, Сергей. Расскажи немного о себе.

—  Меня зовут Сергей Капуста, я украинец, эмигрант, живу в Португалии уже 9 лет. Занимаюсь фотографией, немного снимаю видео.  Раньше работал на телевидении, занимался и монтажом, и съемкой. Это было типичное телевизионное производство, правда, немного специфичное.  Здесь же у меня больше возможностей для творчества. Меня никто ни в чем не ограничивает и я занимаюсь тем, чем хочу и  поэтому у меня больший интерес вызывает именно кино.

— Почему ты решился заняться таким  жанром, как таймлапс? И почему в этом жанре ты решил сделать фильм о Португалии?

— Меня давно интересовал таймлапс, потому что в фильмах видел эту технологию, но не знал как это было сделано, как  ускорить закат или рассвет,-  я видел это еще в «Бараке» .

— Этот фильм и стал толчком  к занятию таймлапсом?

— Нет, толчком, отправной точкой стал фильм Тома Лоу (Tom Lowe) «Timescapes» (Пейзажи времени). Я конечно интересовался и раньше этой темой, но этот фильм был сделан очень красиво. Я считаю его одним из шедевров таймлапс-технологии, хотя там используются как slow-motion так и time-lapse технологии. Он снимал  на RED-камеру slow-motion 120 кадров в секунду, а для таймлапса использовались камеры Canon.

Breath of Heavens from Serhiy Kapusta on Vimeo.

—  А более ранние  эксперименты в этой области, такие как творчество Годфри Реджио  — и его фильмы «Коянискатци» и другие как-то повлияли на тебя?

— Нет, я тогда еще не знал о них, — я тогда еще не интересовался так глубоко этой темой —  Как это делают, кто это делает.  С начала это для меня было просто красиво и  интересно. А вот когда  посмотрел  «Timescapes» я понял что это именно то, чем бы я хотел заниматься, Потому что таймлапс  объединяет в себе фотографию и видео. А я всегда интересовался как фотографией, так и видео, Вот именно это совмещение и послужило мне толчком для создания фильма сделанного с использованием технологии таймлапс.

— Тебя вдохновила на создание этого фильма природа Португалии или отправной точкой стало что-то другое?

— Я думаю, что я все равно бы занялся таймлапсом, даже если бы жил  в Украине.

— Да, кстати, почему Португалия, а не Карпаты, скажем?

—  Просто это географическое место, где я живу. А так бы я это делал в любом месте. Потому, что и в Украине много красивых мест, где можно снять такой фильм, Я жил в Комсомольске на Днепре — это Полтавская область, там и прекрасные пейзажи, и красивые виды, и чудная река.  Просто здесь я живу и здесь красивые места — все-таки Атлантика, да и центр, точнее, север Португалии

— Короче, дальше — только океан. Практически получается край света.

— Да, здесь даже два края света. Здесь находится самая юго-западная и самая западная точка Европы, Мыс Рока возле Лиссабона и мыс Святого Винсента здесь, недалеко от меня.

— Значит, западнее не бывает и южнее не бывает. Соединение запада с югом -очень интересно. Мы уже видели твои тестовые съемки. Расскажи более подробно — какой хронометраж будет у фильма, в каких местах планируешь снимать?

— Территориально — это будет 4 зоны — север ПОРТУГАЛИИ, там находится у нас гора Эштрела — это самая высокая точка в Португалии, самая высокая гора и зимой, как это не странно для  южной страны Португалии — там лежит снег. Затем, район Лиссабона — это зона Порту — река Дуру. Это место в 2001 году признано ЮНЕСКО мировым наследием. Все склоны холмов на протяжении многих и многих километров вокруг реки полностью засажены виноградниками. Там выпускают вино «Порту» — самое знаменитое португальское вино, их гордость. Я был в этой зоне — зоне реки Дауру. Нас пригласили с женой отдохнуть в португальской семье. Заодно я разведал там локации — интересных мест для съемок там очень много.

И дальше у нас центр Португалии — это Авинтежу — сельскохозяйственная зона. Тоже холмы, очень своеобразная природа — оливковые и пробковые деревья, очень плавные и высокие холмы. Такая своеобразная сельская местность очень тихая, но в тоже время очень красивая.

И четвертая зона для съемок — это юг Португалии, Алгарве, где я в общем-то и живу. Здесь есть много старых замков и исторических развалин. Очень много веков Португалия была под маврами, и здесь происходило смешение арабской и европейской культуры. Арабский след, остался как в архитектуре и даже в еде. Интересная локация для съемок с очень красивой природой. Ну и конечно здесь есть Океан…

— Какая основная идея того фильма, который ты собираешься снимать — маленький человек на фоне безумно красивой вселенной, либо мы — как часть этой Вселенной. Есть ли у тебя план фильма?

— Да, приблизительно построен.

— Это будет не только набор видов, но и какое-то сюжетное построение?

 — Вообще, конечно, выстроить сюжет на видовом фильме очень сложно. Здесь играет главную роль красивый вид и музыка. Но мне все-таки хочется привязать визуальный ряд географически, чтобы было понятно, что это Португалия. Буду показывать их старинные замки, архитектуру, культуру. Как можно меньше будет в кадре людей, а может и вообще исключу их. Хочу Показать саму Португалию, страну, где я живу, что я вижу вокруг себя. Человека обычно в таких фильмах не показывают. Ну, песчинка-не песчинка — но он разрушитель. Сначала построит что-то красивое, а потом все это развалит. Мне не хочется это показывать. Мне хочется показать именно отвлеченную тему — от людей, от всего. Просто — вот это все было когда-то создано и еще как идея — показать Португалию глазами человека из вне, то, как он видит эти красоты. Португальцы  в этом живут, они в этом родились и они этого просто не замечают. Если человек родился в доме, то он стает ему настолько привычен, что он его не замечает и воспринимает все как само-собой разумеющееся. А здесь взгляд человека, который приехал в эту страну несколько лет назад…

— Сколько лет ты там живешь?

— Уже 9 лет

— То есть, для иммигранта все кажется новым и он смотрит на все другими глазами?

— Да смотрится все несколько по-другому и дает возможность увидеть то, что местные может быть и не замечают.

— Какой планируется хронометраж фильма?

— Планирую — до 40 минут, а вообще — как получится.

— А чем будешь зрителя удерживать — только красивой картинкой?  Ну, согласись, 40 минут это тяжело.

— Не просто картинкой, но и разными видами. Разбавлять общие планы — крупными.  Там и цветы, возможно, будут распускаться ранним утром. Сочетание планов будет удерживать зрителя, будет видео и музыка.  Вспоминая «Бараку» и Тома Лоу — музыка играет в этих фильмах определяющую роль.

— Ты снимаешь сам или у тебя есть команда?

— Нет, я работаю сам.

— Вопрос финансирования ты как-то решил? Иди все делаешь за свои деньги?

— С покупкой основного оборудования для съемок мне помог мой друг, который работает в университете Люксембурга. Оборудование ведь не дешевое. Допустим, те же слайдеры для таймлапс — сейчас до десятка производителей можно найти в Европе. Но, по-настоящему профессиональное оборудование делают 2 фирмы — «Kessler»  и «DitoGear», американцы и поляки. Естественно, я выбрал европейскую компанию «DitoGear» из Польши, которая очень быстро развивается — за пару последних лет они сделали мощный рывок в этом направлении. Пока-что мне хватило финансирования только на полутораметровый слайдер с серводвигателем. Он подойдет и для съемки видео, и для таймлапса, и slow-motion, и stop-motion и даже для создания анимации. У этого слайдера большой функционал, даже при длине в полтора метра. Снимаю фотоаппаратом Canon 5D Mark II — он у меня один. Но если найду еще финансирование, нужно будет еще один аппарат покупать. Потом нужна головка для съемки с вращением на 360 градусов, пока что я использую головку для телескопа, пока работаю с ней. Для ее управлением приобрел контроллер MX2 . Это все для управления съемкой таймлапса. Кстати компания DitoGear сделали мне хорошую скидку на оборудование  — где-то в 700 евро. Я знаком одним из основателей фирмы, известным польским режиссером и оператором Патриком Кизни (Patryk Kizny) снявшим, например, такой интересный фильм как «The Chapel».

TheChapel. A short film by Patryk Kizny. (HDR timelapse) from Patryk Kizny on Vimeo.

Фирма  DitoGear  выпустила устройства для управления  зумом и фокусом во время съемки таймлапса. Правда цены у них кусаются, хотя это оправдано, конечно. Хорошее оборудование в принципе не должно быть дешевым.

— А HDR ты не пробовал снимать?

— Меня не увлекает HDR — картинка как-то режет глаз. Это не естественная фотография.

— Для помощи в финансировании ты к каким-либо португальским фирмам, скажем туристическим обращался?

— Я собираюсь обратиться в португальскую ассоциацию туризма, думаю через пару месяцев после начала съемок. Надеюсь, что они откликнутся. А туристическим компаниям такой проект почему-то не интересен. Я обращался и в местные муниципалитеты — но там все плачут — «кризис, кризис».

— Ты используешь стандартную прошивку на Canon 5D Mark II?

— Да, использую стандартную прошивку. У меня есть и прошивка Magic Lantern, но она мне не понравилась, да и она мне, в общем-то не нужна. Если мне нужно управление камерой — то у меня есть  дистанционное управление. Мне проще использовать его, чем доверятся Magic Lantern. Единственно, что я иногда использую Picture Style и Cinema Style.

— Хорошо. Вот ты отснял материал. Как дальше происходит твой рабочий процесс — в каких программах ты его монтируешь? Как ты набор фотографий превращаешь в видео?

— Первое — это обработка фото в Adobe LightRoom. Рекламный ролик я смонтировал в Final Cut Pro X. А вообще планирую работать в Adobe AfterEffects и Premiere Pro CS6.  Я пробовал монтировать в Premiere Pro CS6 и он мне кажется работает быстрее чем FCPX. Однако, я бы лучше доверил сам монтаж профессионалам. Я предварительно говорил с Александром Черным. Может он заинтересуется и возьмется смонтировать этот фильм. Черновой монтаж, конечно, я и сам смогу сделать. Так что, если это получится — хорошо. Нет — буду сам монтировать.

— Кстати, от тебя ждем туториалов по таймлапсу.

— Конечно. Я буду делать их на русском языке. Ведь никто никакой конкретики не говорит. Везде одно и тоже. Каждый повторяет с нуля свой путь создания workflow для таймлапсов. Я бы хотел дать более продвинутые приемы и технологии, чем просто настройки фотоаппарата. Скажем, до сих пор все бьются (и я тоже) над тем, как снять таймлапс от рассвета до заката, то есть переход из дня в ночь.

— Думаю фильм о съемках и монтаже твоего фильма был б не менее интересен чем сам фильм.

— Хочу также дать мастерклассы — но не для новичков, а для тех кто занимается таймлапсом более глубоко. Единственная дельная статья — это обзор оборудования по таймлапсу от Патрика Кизни. В ней потрясающий обзор по разным слайдерам.  Также купил книгу «Time Lapse Shooting and Processing» Гюнтера Вегнера , он немец, давно занимается таймлапсами. В ней очень много полезной информации.

— Еще такой вопрос. Как ты думаешь, — почему таймлапс стал так популярен в последнее время, особенно с появлением фотоаппаратов, снимающих и HD-видео? И кстати, твое отношение к этой «HDSLR- революции». Никто не мог предсказать такое направление развития киновидеотехнологий. Твое мнение по этому поводу — это возвращение как бы на новом витке спирали к истокам кино, которое, по-сути, представляет собой движущиеся фотографии? Ведь сегодня фотоаппараты становятся основой для производства фильмов независимыми кинопроизводителями.

— Мне кажется первое и самое важное что влияет на этот процесс — это доступность. Это возможность получить финальный продукт с меньшим затратами. Кто-то и раньше хотел пробовать снимать независимое кино, кто-то хотел просто поснимать что-то для дома и друзей. Но не всем же были доступны 8-ми и 16-ти миллиметровый кинокамеры, плюс сложность киномонтажа для пленки. И даже видео на VHS-кассетах тоже было не очень просто смонтировать — не везде было соответствующее оборудование, чтобы смонтировать видео и наложить затем звук. А здесь все доступно сразу — видео записывается фотоаппаратом в цифровом формате и легко импортируется для монтажа на компьютере. Кто-то предпочитает одни фотоаппараты, кто-то другие, но, обычно, человек это делает для себя.

— Это делают энтузиасты, скажем так.

— Я думаю — это хороший виток технологий, который позволяет многим снимать видео для себя. А талантливые люди, которые не могут найти финансирование для своего фильма — у них теперь появляется возможность самореализоваться и отснять его.

— Кино — это коллективный вид искусства, в котором много зависит от администрирования, а не только от творчества.

— Я уже с этим столкнулся и вижу — нужно больше ходить и кого-то уговаривать, чем заниматься творчеством.

— То есть, эта новая фототехника вместе с удешевлением компьютеров и компьютерных программ дало возможность человеку заниматься только творчеством.

— Да, безусловно, попробуй  походи годами, чтобы найти средства для покупки кинопленки и аренды кинокамеры. А для кинокамеры нужны специалисты — ведь не каждый режиссер сможет сам снимать на ней. Кино во многом — это административная работа.

— То есть цифра освободила кинематографистов от рабства продюсера.

— И позволила сконцентрироваться на творчестве. У кого хорошо, будет получаться, у кого — не очень, но то что она дает возможность для творчества — это точно. Мне Саша Черный посоветовал хорошую книгу — «Как снять кино и сделать программу не смотря ни за что». Он говорит, что для него эта книга тоже сыграла важную роль. Вот есть тема, есть возможность — и вперед, твори.

— Хорошо, когда закончиться работа над фильмом, что ты будешь делать с ним дальше — вывесишь его в интернете на YouTube или Vimeo, отдашь его на какой-нибудь фестиваль или попробуешь его продать какому-нибудь телеканалу?

— В Украине есть такая новая молодая киноорганизация — «Кинолайф». Это будет как бы фейсбук для киношников. Я знаком с руководителями этой организации и представляю их интересы в Португалии — собираю информацию о местных фестивалях и местных киношколах. И вот собираюсь с их помощью продвигать фильм на кинофестивалях, потому, что у «Кинолайфа» будут свои представители на всех крупнейших фестивалях. И когда фильм уже будет готов — собираемся представить фильм на кинофестивалях. Это, конечно, мечта. На Vimeo выкладывать фильм сразу не буду — хочется вернуть затраты. Буду рекламировать фильм все это время —  до мая следующего года на сайте(www.breathofheavens.com и на Facebook странице . И, возможно, фильм заинтересует кого-то — португальское телевидение, либо ассоциацию туризма и они его купят — ведь фильм рекламирует Португалию с лучшей стороны и тогда, может, затраты вернутся.

— Ну что ж, пожелаем тебе успеха. Надеюсь настанет время и ты снимешь такой же интересный и красивый фильм об Украине. Это уже будет взгляд португальца с украинскими корнями на свою родину.

—  За все эти годы я лишь несколько раз был в Украине и то по 2-3 дня. Все видится совсем по другому.

—  Чтобы ты хотел пожелать тем, кто только начинает снимать таймлапсы?

— Ничего не бойтесь — просто начинайте делать. Много можно рассуждать — нету того, нет этого. Берите то, что у вас есть — и делайте. Есть у вас камера — вперед, включайте и снимайте!

— Спасибо за интервью и успехов в творчестве! Ждем твой фильм и тебя с мастерклассами в Украине.

Источник: mozhenko.blogspot.com

Добавить комментарий