Игорь Бабаев: «Писать ноты на бумаге теперь не обязательно, за тебя это делает софт»

Композитор и актер Игорь Бабаев за несколько лет написал музыку к почти двум десяткам фильмов, и это только начало. Игорь рассказал нашей редакции о своем творчестве, о музыке в целом, а также приоткрыл занавес над своими новыми проектами.

— Игорь, как Вы стали композитором?

— Причина всему — совокупность химических процессов и цепочек случайностей, но обо всём по порядку.
«Волшебного пендаля» мне дали родители. Лауреаты всесоюзного конкурса, мои первые преподаватели. Люблю их за это, ёлки-палки. Так случилось, что с трёх лет я жил в музыкальной школе, где преподавали мои родители. Они оставляли меня в свободных от занятий классах, чтобы я не мешал их ученикам ошибаться на музыкальных инструментах.
В одном из таких пустых классов стоял белый рояль. Особой ценности он для меня не представлял, разве что педали понажимать, да руль в руках повоображать — «врррум-вррум»… Пока в один прекрасный день его клавиши не оставили открытыми и я случайно не нажал интересное созвучие.
Чтобы запомнить, я оторвал от первой попавшейся тетради четыре клочка бумажки и положил на клавиши. Как мне тогда казалось, я сбацал новую музыку и от осознания этого колотил по нотам, как по орехам, в поисках новых аккордов. В этот день я прилично огрёб за порваный журнал, зато запомнил аккорд на всю жизнь — «ми-бемоль мажорный септ».
Впервые мама, отвесив мне подзатыльник, сквозь зубы назвала меня композитором, добавив при этом непонятный моему возрасту термин.
Потом были три музыкальные школы в разных городах (от последней «музыкалки» меня с почестями и занесением в музыкальную энциклопедию Красноярска зашвырнули в Московское суворовское музыкальное училище. Так я попал в Москву. С оркестром училища объездил весь свет, поглядел на заморских музыкантов. По окончании была «эстрадка», армия, консерватория, знакомство с теле- и кино-индустрией, ещё институт, а потом… короче учусь до сих пор. В данный момент в RMA, дальше больше. Подумываю освоить трамвай №9, заводной такой и громкий 🙂

— Когда окончательно решили, что пойдете этим путем?

— Окончательно не решил, поэтому иду разными путями. Вообще , было бы странно заниматься чем-то одним в современных условиях. Для каждого есть ответы на все вопросы, а информации завались, успевай лишь различать «нетократическую от консьюмтариативной» (А. Бард.)
Различных путей много, но не у каждого есть «крючки с привлекательной наживкой». Можно «клюнуть» так, что потом завалит нечистотами. Но, не поверите, существуют и шоколадные варианты. К сожалению, путь к ним лежит через те же нечистоты. Добраться к ним можно при одном условии — не останавливаться на полпути, испугавшись чего-то нового. В противном случае тебя затянет по, ещё пока незакатившуюся, нижнюю губу.
Композиторской деятельностью решил серьёзно заниматься, обучаясь в консерватории, с момента упрощения производственной рутины. Конкретно с развитием интернета и програмного обеспечения для композиторов.
Например, «метать черную икру», т.е. писать ноты на бумаге теперь не обязательно, за тебя это делает софт, успевай только «копытками» по клавишам стучать. Не обязательно ехать на студию звукозаписи, чтобы записать отдельных музыкантов. Достаточно окружить себя профессиональными людьми со своей «фаршированной» домашней студией. Конкретно своих я надыбал из своих многочисленных однокурсников и коллег по концертной деятельности. Они оптимизируют моё время лучше самых скоростных тарелок.
Кстати, в своё время, чтобы разобраться с вопросами «технического фарша» раз и навсегда, мне пришлось отдать пять лет институту звукорежиссуры. Просто понял, что знаний музыкального образования не достаточно для понимания технических моментов (звукорежиссура в дирижерской консерватории довольно своеобразная).

— Занимались ли Вы чем-нибудь еще, кроме музыки? Как это занятие повлияло на Ваше творчество?

— Да, кроме музыки чем-нибудь занимался, и продолжаю заниматься. Результат – замечательная дочь, которая рвёт тетрадки у рояля. Этим она очень сильно влияет на моё творчество. Казень такая.
Занимаюсь фотографией. Не поверите, как и в музыке в ней есть ритм, композиция, перспектива, тон, гамма, пропорции, формы и еще множество слов, из-за которых читатель в данный момент может обозвать меня «ботаном» или «ой-ой-ой, умником», после чего перейти на сайт о животных и изучать слонов. А мне то чё? Я то не слон… я клёвый…
Меня хороший снимок на рабочем столе мотивирует на 100% и ускоряет процесс создания музыки в 5, а то и больше раз. Обратный эффект даёт НЕправильно подобранный кадр (заострю Ваше внимание, именно «НЕправильно подобранный», а не «ПЛОХОЙ», «уродский», или ещё какой-нибудь. Так же, как музыки не бывает плохой, она бывает просто не к месту подобрана).
И вот… сидишь… втыкаешь… глазами, как затвором: «блым-блым»… понять не можешь что имел введу аффтор? Такое, кстати, и с видео материалом частенько случается.
Тем временем уже три ночи. А завтра, как выяснилось, что-то просили выслать ещё вчера, но никому об этом не сказали. Такое тоже бывает.
В отличие от музыки, фотография доставляет воображению четкий, достоверный образ моментально, достаточно только взглянуть — и вы уже летите. С музыкой сложнее. Представить, как образ звучит, не сложно, вот чтобы его материализовать — требуется некоторое время и куча «посредников». Под «Посредниками» я понимаю ряд действий, необходимых для воплощения музыкальных мыслей в реально звучащие звуки, такие как написание и набор нот, редактирование, репетиции, исполнение, запись, сведение, мастеринг и т.д. Иногда конечный результат сильно отличается от того, что звучал в моей голове. Чтобы такого не происходило, необходимо присутствовать на каждом из «посреднических» этапов, тогда будет звучать намного лучше, чем у меня там.

— В какой период времени Вы обычно создаете композиции: днем, ночью, утром или вечером? От чего зависит Ваше вдохновение?

— Постоянно. Это непрекращающийся, перманентный процесс. Едешь ли ты на машине, ужинаешь, спишь, умываешься, даже в разговоре с кем-то умудряешься пару мелодий зафиксировать на диктофон. Кстати, это, наверное, одна из главных причин, по которой «нашего брата» воспринимают, как инопланетное создание, выжившее после крушения звездолёта. Ну, ребятки, это плата за доставку неземной музыки из космоса для Вас, и Вселенной, наконец.

— Ваши любимые композиторы, музыканты?

— Ну хоть бы один на этот вопрос прямо ответил: -ЙА!
А если по “чесноку”, то любимые композиторы и исполнители каждый день разные. Сегодня тебе нравится пианист Brian Culbertson, завтра утром тащишься от дабстеппера Skrillex, обедаешь под классику, ужинаешь под классику, спишь под российскую эстраду, отдыхаешь на природе под «шансон», потому что соседи приехали на машине, а у них новые колонки, но одна из них хрипит (та, что с водительской двери свисает… нет, я серьёзно, почините уже наконец!).
А вообще на сегодня есть несколько предпочтений. Вот некоторые из них: Till Brönner, Julian & RomanWasserfuhr, Skrillex, James Blunt,James Morrison, Mark Isham (альбом «Afterglow»), ну и несколько Советских и голливудских композиторов.

— К какому жанру кино больше всего любите писать музыку, или, возможно, к определенным эмоциональным моментам в фильме?

— Я не нытик, если Вы об этом. «Слюни» в музыке не пускаю, пока об этом не просят.
По правде сказать, жанр не имеет значения. Мне повезло, у меня были проекты разные, иногда полностью полярно противоположные друг другу. От новогодней сказочной истории про шоколадных оленей до жестокого, яростно-кровавого мочилова бензопилой в сгорающем доме маньяка (странно, но и то, и другое показывает первый…???)
Каждый раз, когда у меня возникали вопросы стилистики жанра, я решал их в рамках подготовительного периода либо с режиссером, либо через поисковики, обращаясь к родоначальникам жанра и истории развития, при этом не забывая отсматривать эталоны. Этим я формирую поток осведомлённости, чтобы быть в теме и, при этом, не повторять последователей от первоисточников.
Интересно то, что в производстве музыки к разным жанрам, подход тоже разный. Учитывается буквально всё, что влияет на драматургию картины: количество звуковых и аккустических планов фонограммы, их обработка, объём, «яркость» или «туманность», состав исполнителей (отчасти зависит от бюджета проекта), количество конвергентных и дивергентных контрапунктов в сценах, звук того же рояля может быть абсолютно разным: тёплым, холодным, сдержанным, утверждающим, мотивирующим, вдохновенным и т.д. и т.п.

— Над чем работаете сейчас? Как идет работа?

— Сейчас тружусь над несколькими проектами, но один из них достоин особого внимания. Делаю я его совместно с моим хорошим другом, режиссёром Юрием Харнасом. Фильм о вампирах с Юрием Чурсиным и Владимиром Епифанцевым в главных ролях. Так же в этом фильме будут звучать великолепные песни продюсера и музыканта (по совместительству моего преподавателя) Олега Нестерова («Мегаполис»), в исполнении певицы Ёлки. Она там тоже засветилась.
Необычен проект тем, что экшн и некоторые перипетийные сцены в нём решены музыкой не совсем жанровой, если рассматривать с позиции законов жанра. Например, тёмное прошлое героя вызывает противоречивое отношение к нему за счёт композиции, исполненной блестящим скрипачом, международным лауреатом, профессором консерватории, Родионом Замуруевым, «выцепить» которого на студию из плотного гастрольного графика было дело не лёгким, но возможным. В итоге, работая с ним в студии я получил несколько часов радости. Человек очень дотошный к нотному тексту, но при этом с полувздоха понимающий, что от него требуется в определённый момент записи.
Картина так же пестрит вдохновляющими сценами, побуждающими к творчеству. В ней полно тех самых правильно подобранных кадров, о которых я выше говорил, поэтому сочинять очень легко и интересно.
В данный момент веду переговоры с певицей Оксаной Богословской относительно участия в проекте. Но не буду забегать вперёд и всё вам рассказывать, сами скоро услышите, а то и увидите.

Источник: www.filmstreet.ru

Добавить комментарий