Малобюджетное кино: как снимать, чтобы заявить о себе

Малобюджетное кино не означает плохое. Многие культовые фильмы были сняты за небольшие деньги, и это не помешало им стать классикой. Мы живем в такое время, когда любой желающий может взять в руки камеру, снять кино и сделать себе на нем громкое имя. Если вы уверены в себе и вам есть что сказать миру, – дерзайте. Советы ниже помогут правильно организовать процесс и добиться успеха.

1. Пишите сценарий в расчете на то, что история будет интересна большой аудитории. Конечно, вы делаете независимое кино и свободны снимать то, что считаете нужным. Но какой смысл в изнурительном труде (а съемки фильма – это изнурительный труд), если результат увидят только ваши друзья и родственники? Любой независимый фильм – это попытка вызвать максимальный интерес со стороны профессионалов и публики. Не брать зрителя в расчет – подход любителя.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов. Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

2. Соизмеряйте сценарий с финансовыми и производственными возможностями. Это не означает, что историю надо обеднять. Думайте, как можно креативно выйти из затруднительного положения и найти обходной путь. Возможно, это даже улучшит историю. Большинство культовых ужастиков и триллеров были недороги в производстве. Вспомните «Психо»: скелет в кульминационной сцене, может, и выглядит смешно по нынешним меркам, но сцена работает. Даже современному подростку, пересмотревшему кучу блокбастеров, эта сцена пощекочет нервы – потому что саспенс перевешивает спецэффекты.

Знание законов драматургии тоже помогает. Благодаря им история может тронуть сердца миллионов – несмотря на то что она снята в вашей кухне, спальне и подъезде.

3. Не стесняйтесь обращаться за помощью и просить деньги. Источники финансирования совсем необязательно должны ограничиваться вашей копилкой и кредитными банками. Наведите справки – может, какие-нибудь организации будут заинтересованы в том, чтобы ваш проект увидел свет.

Вирусное видео, кстати, тоже отличный способ найти людей, готовых вложиться в проект. Выкладывайте на YouTube трейлеры, презентации, интервью с участниками проекта. Чем интереснее ваша работа, тем больше трафик и автоматически – больше шансов найти инвестора.

4. Считайте каждый рубль. Обычно производственный бюджет распределяется следующим образом:

10 % – пре-продакшн.

60 % – продакшн.

15 % — пост-продакшн.

15 % — дистрибуция.

Правда, любой проект вносит в эту схему свои коррективы. Может быть, вы посчитаете, что вам обязательно нужна в фильме «звезда», и потратите деньги на ее гонорар. Может быть, наоборот, сэкономите на актерах и вложитесь в покупку более профессионального оборудование. Дело ваша, вы — независимый режиссер. Это значит, что решения принимать только вам. (Вам же придется и брать на себя выполнение большинства из них.)

5. Определитесь с желаемым качеством видеоизображения. Не стоит делать  ставку на профессиональное оборудование. Если вы убедительно рассказали хорошую историю, никто не обратит внимания, на что она снята: подержанную MiniDV-камеру, фотоаппарат или новую HD-камеру.

Для новичка, которому важно заявить о себе, вполне подойдет обычная любительская видеокамера, если у нее есть режимы ручного управления фокусом и балансом белого. Это даст вам больше возможностей как оператору.

Если вы рассчитываете заинтересовать своим проектом дистрибуторов, помните, что им важно качество картинки. В этом случае разумно инвестировать в камеру с высоким разрешением. Цены на камеры с разрешением записи видео Full HD начинаются от 9 тысяч рублей. Если полазить по сайтам, можно найти поддржанную камеру за более низкую цену.

6. Вложитесь в покупку внешнего микрофона. Встроенные микрофоны не дают идеального звука, из-за чего запись кажется любительской. И на этапе пост-продакшн фоновые шумы будет сложно убрать. Так что лучше заранее внести покупку микрофона в смету расходов. Покупать самые дорогие – не обязательно, вы же не музыкальный альбом записываете. Хорошие микрофоны, разработанные для профессиональной съемки и гашения шумов, можно купить за 600-1500 рублей.

7. Изучите заранее все возможности камеры и микрофона. Можно попрактиковаться, снимая простейшие сценарии. Это сэкономит время на съемочной площадке – и вам, и людям, которые будут у вас в подчинении.

8. Выбирайте объекты (места съемок) в соответствии со своими возможностями. Съемки малобюджетных проектов, как правило, ограничены местом проживания режиссера, и даже простой выезд за город со всей группой сильно удорожит производство.

Решение проблемы – снова в простоте. Не гонитесь за эффектными объектами. Лучше снять хорошую, драматически выверенную историю в квартире / на даче друзей или родственников, чем сумбурную и поверхностную – но зато на территории заброшенного завода.

9. Не набирайте актеров больше, чем нужно. Лучше их будет мало, но зато с талантом. Вы, конечно, можете задействовать в качестве актеров друзей и родственников, которые наверняка согласятся участвовать в проекте бесплатно, но желательно не экономить в этом вопросе. Плохая актерская игра убивает впечатление при просмотре.

Предложите роли студентам профильных вузов – наверняка они будут рады помочь вам. Даже большие медийные актеры часто бесплатно снимаются в независимых проектах ради искусства и в надежде, что фильм выстрелит. Так что возможности есть – не отказывайтесь от них заранее.

10. Составляйте съемочный график, исходя из расчета объектов и возможностей членов команды. Планируйте так, чтобы снять все сцены сразу в одном объекте, и только затем передвигаться дальше. Большая часть фильмов снимается именно так.

11. Закладывайте заранее в съемочный график больше времени, чем просчитали сначала. Просто потому, что на съемках всегда все идет не так, как вы планировали. Профессиональные режиссеры с большой съемочной группой снимают за один съемочный день 4-7 минут фильма.

12. Начинайте снимать! Самая большая ошибка, и наиболее частая, пожалуй, – это ничегонеделание. Слишком многие откладывают реализацию проекта – по одной причине, по другой… Препятствия будут возникать всегда. Они исчезают, только когда вы их преодолеваете. Кого-то останавливает неуверенность в себе и нехватка опыта. Он и не возникнет, пока вы не начнете работать.

13. Готовьтесь к тому, что придется идти на компромиссы. Смиритесь заранее с фактом, что вы делаете малобюджетный проект, а значит что-то обязательно  будет не так, как вам бы хотелось. Будьте позитивны и используйте свой творческий гений, чтобы компромиссы работали на вас.

14. Договаривайтесь с членами съемочной группы, чтобы они приезжали на площадку за два часа до актеров. Убедитесь, что у вас хорошо выставлен свет и получается хорошее изображение на камере.

15. Не полагайтесь на известную фразу продюсеров: «Постпродакшн все исправит». Лечение истории на основе уже снятого материала – это адский, неблагодарный труд, который редко приносит удовлетворение и хороший результат. Всегда лучше продумывать работу заранее и реализовывать замыслы  последовательно шаг за шагом. Даже продюсерам с большим мешком денег.

Просматривайте отснятый материал сразу на площадке – все ли выглядит так, как вы хотели, чистый ли звук. Проще переснять сцену на месте, чем потом расстраиваться, что этого не сделали.

Не экономьте на количестве дублей – чем больше вы снимаете, тем больше у вас будет материала для монтажа фильма.

16. Не перебарщивайте с эффектами. Большое количество наездов и крупных планов ассоциируется с любительским видео. Ваша задача – создать убедительное художественное полотно, а не просто продемонстрировать все возможности своей камеры.

17. Для ровного изображения, особенно если камера маленькая, используйте штатив. Сцену может испортить даже небольшое дерганье изображения.

18. Монтируя фильм, вы можете использовать предустановленные на большинстве компьютеров программы монтажа, типа Windows Movie Maker или iMovie. Но в принципе можно потратиться и на более профессиональный софт: Avid, Premiere или Final Cut.

19. На первом проходе монтажа выстраивайте сцены в нужной последовательности. Оставляйте пока сцены в том объеме, в каком они были сняты. На профессиональном жаргоне такой монтаж называется «колбаса».

После того как вы убедились, что повествование развивается плавно и без логических провалов, вы можете начать вырезать и уплотнять кадры – до тех пор пока история не будет рассказана в нужной вам «плотности» и динамичности.

20. Не используйте в своем фильме музыку, защищенную авторским правом. Конечно, права на большинство раскрученных мелодий стоят недешево, но это не повод для воровства. Если поискать – вы обнаружите много бесплатной музыки.

Музыка и звуковые эффекты часто добавляют в нарратив свой ритм. Возможно, на этом этапе вам захочется вернуться и перемонтировать отдельные сцены. Сделайте это.

21. В России много фестивалей, занимающихся независимым кино, – используйте их для продвижения своего фильма. Выберите фестивали, которым по тематике и формату подходит ваш проект, и посылайте материалы. Если удача улыбнется вам и у вашего фильма будет хорошая фестивальная судьба, вы получите дальнейшую свободу, возможность профессионально расти и по-прежнему делать проекты так, как считаете нужным.

Источник: http://www.cinemotionlab.com

Автор: Алексей Степанов

Добавить комментарий