Докажи, что профессия нуждается в тебе

Одной из важных предпосылок, определяющих дальнейшую судьбу дебютанта, является признание профессионального сообщества и зрителей. О том, как попасть в программы международных фестивалей, об особенностях проката своими силами, а так же о разнице между выпускниками американской и российской киношкол – в интервью с Ангелиной Никоновой и Ольгой Дыховичной.

CINEMOTION: Какова польза от путешествия по фестивалям для дебютанта?

Ольга: В первую очередь, ты смотришь много разного кино, чувствуешь некий контекст, который необходимо чувствовать любому кинематографисту. Любой фестиваль – это такой слепок разных культур. Хорошие фестивали, такие как, например, Роттердамский, по-настоящему вдохновляют и придают смелости. Это очень хорошее кино, это благодарная публика, это энергия людей, которые снимают кино, потому что не снимать они просто не могут. После этого я очень расстраиваюсь, когда  вижу дебютантов, которые сидят на стуле и ждут миллиона долларов и ничего не снимают в этом ожидании. Кто такой этот дебютант, чтобы страна, казна, налогоплательщики дали ему этот миллион? Сними кино за маленькие деньги, докажи, что ты не лишний в этой профессии, что профессия нуждается в тебе.

CINEMOTION: Ну а если бы у вас был бюджет больше, фильм получился бы другим?

Ангелина: Думаю, что он мог бы получиться даже хуже. Благодаря маленькому бюджету мы не смогли взять много техники и света, мы писали живой звук, который получился совершенно уникальным. Наша съемочная группа из шести человек была очень мобильна, и мы могли умещаться в самых тесных локейшнах. Нашлись непрофессиональные актеры, с которыми было очень интересно работать. И, поскольку ни один, даже молодой оператор не соглашался уехать на месяц из Москвы в Ростов и работать бесплатно, мы нашли американского оператора, моего однокурсника, Ибена Булла, который превзошел все ожидания.

CINEMOTION: Судя по количеству наград «Портрета в сумерках», можно заключить, что он дал вам «дорогу в мир».
Ангелина: Нам нужно было завоевать несколько наград (одной мало) на Западе, чтобы быть принятыми в российском киносообществе. К сожалению, так оно и происходит – тебя принимают либо с возрастом, либо с призами из-за границы.

CINEMOTION: Помогли ли фестивали и награды привлечь финансирование на новый проект?

Ольга: Разумеется. Пока все в переговорном периоде – несколько продюсеров заинтересовались потенциальной работой с Ангелиной. Кстати, советую всем молодым режиссерам, собирающимся путешествовать по мировым фестивалям, обязательно иметь второй язык. Когда люди видят, что у тебя нет языкового барьера, складывается живое общение, люди раскрываются совершенно иначе, когда тебе не нужно мучительно вспоминать слова.

CINEMOTION: Возьмем ситуацию: молодой человек впервые снял кино на накопленные деньги, с друзьями в главных ролях. Получился хороший продукт. Что ему делать, куда идти с ним? Каков механизм подачи заявки на фестивали?

Ольга: У крупных фестивалей, таких как Каннский, все очень прозрачно и ясно: есть три программы, есть онлайн-форма для подачи заявки на эти программы. Конечно, нужно сразу вносить этот пункт в бюджет, потому как если производство вашего фильма стоило 10 000 долларов, то 500 евро, которые нужно потратить на регистрацию в этих программах – это все-таки пять процентов бюджета. Так же нужно подавать заявки в Карловы Вары,  Локарно, Венецию – у них точно такая же простая система. Но главным фестивалем все же остаются Канны, потому как там присутствует очень много программных директоров других фестивалей. И поскольку слухи о хороших фильмах там разносятся очень быстро, то если даже ваш фильм не попадет в программы Канн, то им могут заинтересоваться другие фестивали.

CINEMOTION: Ну а потом нужно прокатывать фильм в родной стране. Расскажите о плюсах и минусах проката без привлечения дистрибуторов.

Ангелина: Мы пока знаем только плюсы, о недостатках судить сложно, потому что нам не с чем сравнивать. Нет ничего более ценного, чем опыт, и теперь он у нас есть. Я не уверена, что если бы мы работали с дистрибуторами, то картину посмотрело бы больше людей. Общаясь с кинотеатрами, составителями репертуаров, мы воочию смогли увидеть общую ситуацию в стране.  Я уверена, что если речь идет о российском авторском кино, то прокатная судьба картины в малой степени зависит от прокатчика, потому как российский зритель разочарован в этом кино, не ходит на него. Мы полностью эмоционально и интеллектуально вложились в прокат, и смогли превзойти примерные прогнозы, которые давали нам разные дистрибуторы. Для нас это был штучный товар, в то время как у прокатной компании параллельно с нашим было бы еще несколько проектов, и наш был бы далеко не в приоритете.

CINEMOTION: Братья Коэны говорили, что впервые попали на съемочную площадку именно на съемках собственного дебюта. Насколько важно поработать ассистентом, помощником на площадке прежде, чем приняться за собственный проект?

Ангелина: Если бы я в свое время не поработала в разных ипостасях на площадке, я никогда не сняла бы «Портрет в сумерках». На съемках мне пришлось делать самой практически всё, и если бы до этого я не наблюдала за работой других людей, то была бы довольно беспомощна. Всем, кто хочет снимать кино, необходимо побывать на съемочной площадке, увидеть механизмы взаимодействия между участниками съемок. Так же режиссерам преподают актерское мастерство – режиссер должен понимать каково это, быть актером. Поэтому призываю всех молодых кинематографистов не ждать гонораров и приглашений, а идти работать тем, кем берут, и учиться.

CINEMOTION: А насколько важно молодому режиссеру быть киноманом? Нужна ли киношкола или достаточно делать правильные выводы при просмотре фильмов?

Ангелина: Аспект обучаемости у всех индивидуальный. Кто-то будет пять лет ходить в киношколу и выйдет после нее без какого-либо понимания и плана действий, а кому-то, например, Тарантино, достаточно посмотреть на чужие работы, чтобы понять, как это работает, но это, конечно, исключение из правил. Я не могу себе представить, чтобы я посмотрела сто картин и научилась писать маслом на холсте. Так же и с кино: как бы ты не знал психологию, как бы чудесно ты ни умел рассказывать истории, режиссура — очень сложная профессия, требующая очень многого от человека, и я считаю, обучение здесь необходимо.

CINEMOTION: В мировой практике активные действующие кинематографисты выкраивают время и берут курсы в киношколах, передают свои знания молодым. Кому бы из российского кинопространства вы посоветовали набрать курс?
Ольга: Максиму Осадчему. Это оператор, который умеет абсолютно всё и владеет всеми известными техниками. Это мастерство при большом бюджете, мастерство при среднем и маленьком бюджете, мастерство при полном отсутствии бюджета.
Ангелина: Александру Роднянскому. Мне бы хотелось, чтобы он делился своим продюсерским пониманием вопроса. Я думаю, и не я одна, что он один из самых грамотных и проницательных продюсеров в нашей стране. Он движется в правильном направлении.

CINEMOTION: Опишите разницу между выпускниками российской и американской киношкол?

Ангелина: Наверно, это больше вопрос к Ольге, потому что она столкнулась с выпускниками американской школы хотя бы в лице меня и Ибена, и с выпускниками ВГИКа.

Ольга: ВГИК для меня – странная структура. Мне кажется, что те, кто там обучались и стали отличными профессионалами, все же совмещали самообучение и занятия во ВГИКе. Я знаю, что есть фантастические факультеты, например операторского искусства, которые по сей день держат марку. Про остальные я не берусь говорить. Многие выходят оттуда совершенно отрезанными от реального мира, не зная как работать на площадке, как взаимодействовать с людьми. Для прикрытия своей робости и несостоятельности эти выпускники используют разговоры о «высоком» — слишком много разговоров о великих мастерах, слишком мало практики. От Ангелины и Ибена всегда исходили очень четкие инструкции, у них было точное понимание того, что мы делаем. Потому что площадка – это инструментарий, и им нужно уметь пользоваться.

Ангелина: Наверно, практичный подход к производству кино – одно из главных отличий выпускников из Америки и России. У нас на съемках было несколько человек из ВГИКа. Мы с Ибеном наблюдали ситуацию, когда четыре человека, собравшись в кружок, начинали долго решать какую-то мелкую проблему, Ибен подходил и решал все за три минуты.

CINEMOTION: А с чем связана эта проблема неумения совместить творческий порыв с существованием в жесткой киноиндустрии?

Ольга: Поскольку в Америке очень развито производство независимых и малобюджетных фильмов, там нет довлеющих над творческой молодежью авторитетов. Андрей Тарковский – изумительный режиссер, но он подорвал веру в себя очень многих начинающих режиссеров. Они ставят перед собой эту планку, а дальше, не имея того инструментария и даже не имея поводов выражать себя в этой стилистике, они пытаются подражать его манере и соответствовать глубине мастера. В случае с американским кино я вижу, что если у тебя есть суть, то ты берешь камеру и снимаешь, и суть эта пробивается к зрителям. То, что нам необходимо позаимствовать оттуда – это простота исполнения.

Ангелина: Мои однокурсники отличались желанием к саморазвитию. То есть, если проект интересный, и участие в нем сулит получение бесценного опыта, никто не думает два раза и соглашается работать безвозмездно. И его отношение к работе не меняется – оно ровно такое же, каким было бы работай он за большой гонорар. Этика работы непоколебима. И это не просто мой личный пример, так там работают все – для своего резюме, для своего имени в титрах. Когда я впервые встретилась с деканом моего факультета, он сказал следующее: «Вам будет очень сложно найти работу. Вы должны подготовиться к тому, что таких, как вы, в нашей стране очень-очень много. Вам будет очень непросто. Вы готовы на это пойти? Готовы посвятить этому четыре года и закончить, не имея никаких гарантий? Мы их не даем. Более того, вы можете потом работать официанткой или менеджером в офисе, вам очень повезет, если вы останетесь в профессии, или хотя бы около нее». Нас готовили к этому, и после таких предупреждений очень хочется много работать и стараться. Как здесь, у нас, я не знаю точно, но кажется, будто происходит все с точностью до наоборот. Воспитание гениев порождает вакуум в индустрии.

Источник: http://www.cinemotionlab.com

Добавить комментарий