Ангелина Никонова: «Мы не на поверхности»

Микро-бюджетный фильм «Портрет в сумерках», снятый на фотоаппарат за 29 дней, с бывшим «гаишником» в главной роли, множеством потенциально скандальных сцен и реалистичных бытовых деталей, продолжает собирать награды на западных фестивалях и гневные рецензии дома.

18 ноября, в кинотеатре «Мир искусства», автор картины, Ангелина Никонова провела мастер-класс для начинающих режиссеров и честно ответила на все вопросы.

Об уважении

В начале встречи Ангелина коротко рассказала о своем обучении на курсе «filmmaking» в Нью-Йорке: «Один из преподавателей заставлял нас смотреть редкие фильмы, которые можно было найти только в его фильмотеке, а затем писать на них рецензии. Исключительно положительные. Такой подход воспитывает уважение к коллегам по цеху. В России уважения часто не хватает. Люди часто начинают разговор с авторами со слов: «К фильму у меня претензий нет…». Это странно».

Цитаты из жизни

Тема социального равнодушия, о котором Никонова несколько раз упоминала, отвечая на вопросы, раскрыта в фильме практически полностью. Возможно, эффект общей безысходности достигается, потому что фильм состоит из подсмотренных в жизни «цитат».

Например, накануне съемок, у Никоновой украли сумку, точно так же, как, впоследствии, у главной героини (в исполнении Ольги Дыховичной). Господа полицейские, по словам режиссера, фактически «подарили» ей сцену написания заявления об утере паспорта — одну из самых ярких в картине.

У каждого свои сумерки

Никонова несколько раз подчеркнула, что в ее планы не входило создавать «беспросветное кино». Тот факт, что некоторые зрители усмотрели в картине «портрет России в ее собственных сумерках» режиссера даже несколько удивил. «У каждого свои сумерки», — только и заметила Ангелина Никонова, пожимая плечами.

Европа

«Портрет в сумерках» — это, в первую очередь история любви очень разных мужчины и женщины. По словам режиссера, европейские зрители часто благодарят ее за «первый русский фильм, который они поняли». Их не отпугивает, не удивляет и не шокирует увиденная реальность. Западные зрители задают те же вопросы, что и отечественные, и только иногда шутят: «Российские турфирмы этот фильм НЕ финансировали, не так ли?!».

Две разгневанные женщины

По признанию режиссера, фильм «Портрет в сумерках» родился «из возмущения». Две женщины — Ангелина Никонова и Ольга Дыховичная, практически вытянули его на своих плечах, самостоятельно организовав не только съемки, но и прокат.

Встречаясь со зрителями на седьмой день официального проката фильма в Москве, Никонова назвала взаимоотношения с кинотеатрами «игрой без правил», и призналась, что преодолевать препятствия им с Ольгой, возможно, помогает текущая в жилах казачья кровь. «Мы обе были достаточно обозлены и готовы к борьбе. Поэтому, наверное, фильм и получился. Борьба помогает становиться изобретательнее, — добавила Никонова, — меня судьба вообще никогда особенно не баловала».

Об актерах

Изначально авторы предполагали рассказать историю отношений женщины и мужчины, намного младше ее. Однако когда Ангелина познакомилась с Сергеем Борисовым, кстати, бывшим сотрудником ГАИ, сценарий в очередной раз «перекроили».

Борисов оказался настолько убедителен и органичен в роли, что Никоновой пришлось максимально обострить противостояние между главными героями, специально акцентируя внимание на героине и не позволяя харизматичному «гаишнику» перетягивать одеяло на себя.

Судьба Сергея Борисова после «Портрета в сумерках» изменилась: ему то и дело предлагают новые роли в кино. По словам Ангелины, он «укушен» кино, но не испорчен им; а на вопросы в интервью Сергей Борисов по-прежнему отвечает, как и положено бывшему милиционеру: «С какой целью интересуетесь?».

Небуквальная жестокость

Жесткость, показанную в фильме, не стоит принимать буквально. По словам режиссера, картина наполнена образами и метафорами. В частности, в ответах Никоновой проскользнул намек на то, что изнасилование — это именно то, что делают сотрудники ГАИ и другие представители власти с людьми в России, причем практически ежедневно. «В фильме есть метафоры и символы. Мы не на поверхности» — подытожила Никонова.

Автор: Елена Глазкова                Источник: snimifilm.com

One thought on “Ангелина Никонова: «Мы не на поверхности»

  • 31.01.2012 в 10:33 пп
    Permalink

    Фильм очень впечатлил! По моему — именно это самое главное в данном жанре кино.
    Любовь и ненависть на фоне реализма отечественных будней… еще долго был под действием фильма!

Добавить комментарий