Советы по съемке кино в REBEL стиле (с ограниченным бюджетом)

Я вернулся из Ялты и теперь могу рассказать что я там делал и почти все о том, как это было.

Меня пригласили в качестве DOP (примерный перевод — оператор постановщик) на полнометражный художественный проект Ялтинской киностудии, детали которого до выхода самого проекта я разглашать не стану, ограничусь лишь некоторыми деталями. Примечателен этот проект тем, что он снимался (и снимается — не все успели) в основном на видеозеркалки Canon EOS 7D.

Скажу сразу, для меня это был отличный опыт — снимать каждый день, причем не зарисовки, а согласно сценарию… это многого стоит. Также, как и лучшее понимание того, что нужно для более успешного протекания процесса создания кино. В чем собственно и цель этого поста — на основе полученного опыта вывести некоторую последовательность необходимых шагов, которые помогут повысить качество и избежать проблем на проекте.

Сценарий.

Огорчу сразу — формулы качественного сценария у меня нет. Но одна система мне определенно нравится, потому что я вижу как она упорно работает от блокбастера к блокбастеру. Это 4 ипостаси через которые проходит герой фильма.

Существует очень удобная программа, называется contour, которая четко проводит вас по необходимым вопросам, ответы на которые и помогут создать путь для героя. Вдаваться в подробности не буду (а посоветую просто скачать пробную версию), но основная идея в том, что герой должен пройти через 4 ипостаси. Сирота (не обязательно буквально) — заявка героя — он один одинешенек, такой в силу обстоятельств, его мучают «центральные» в его жизни вопросы разного масштаба: профессиональный — который известен всем, персональный — для близкого и узкого круга людей и личный — вопрос внутренний. Для поиска ответов на эти вопросы он становится скитальцем, на пути которого встречаются некие, помогающие или мешающие найти ответы. У героя есть некто, или нечто ценное для него и в определенный момент его скитаний над этим нечто нависает угроза. Чтобы противостоять ей, герой превращается в воина. Борясь, в итоге он заходит в глухой угол, выход из которого один — принести себя в жертву. Так, он превращается в мученика, и поступая как правильно, а не как он планировал или рассчитывал, он перерождается и в итоге находит ответы на все свои вопросы.

Без примера понять тяжело, поэтому у программы есть целый специальный сайт, на котором автор расписывает по этой схеме героев последних фильмов — очень рекомендую почитать!

Подготовка.

Если у вас ограниченный бюджет, то это — самая главная стадия создания кино. У вас нет денег на ошибки, и тем более нет денег на их исправления. Можно ли сделать качественное кино на малые деньги? Можно, но только если уделить должное внимание подготовке. В подготовку должно входить:

  • Локации. Для одного из следующих этапов подготовки это — очень важный момент. Места съемок должны быть заранее определены. Осмотритесь в каждой локации, набросайте ее схематический план, сфотографируйте, оцените существующий свет.
  • Кастинг. Возможно это прозвучит очевидно, но кастинг нужно проводить на основе реального текста из сценария, причем характеризующего данного героя. Разумно это записывать на видео для оценки игры актера именно в кадре. После утверждения актеров, описание их героя, все тексты и сценарий фильма должен быть у них заранее, чтобы выучить все диалоги и «слиться» с героем.
  • План съемки. Для этого этапа и нужно исследование локаций. Зная «географию» места, сценария и развитие героя, вы можете спланировать все движения героев, камеры и расстановку света заранее, не тратя на это мучительно долгое время на площадке и не жертвуя качеством. Ибо операторская работа это не просто документирование задуманного режиссером — я не зря написал что «оператор постановщик» это примерный перевод DOP, ибо DOP — Director of Photography есть режиссер фотографии. Ключевое слово — режиссер — он стоит на одной линии вместе с режиссером картины и оба рассказывают одну и ту же историю разными средствами — один при помощи актеров, другой — используя визуальные средства. На этот счет есть удивительно информативный курс, который я просматриваю снова и снова и всегда нахожу что-то новое для себя — Hollywood Camera Work. Спланировав каждую сцену таким образом, вы сможете лучше определится с техникой — светом, объективами, тележками и кранами и т.п. Что же касается раскадровки — лично я думаю что весь фильм раскадровывать лишнее — это удерживает от творческих решений на площадке. Я предпочитаю делать это для сцен с визуальными эффектами, и то не раскадровку, а полноценную превизуализацию.

Съемка.

Предположим вы уделили должное внимание подготовке и уже скоро у вас первый съемочный день. На что нужно обратить внимание с первого дня?

  • Команда. В зависимости от бюджета, у вас может быть отдельно человек или несколько на каждую позицию или же один человек отвечающий сразу за несколько областей. Основные области ответственности (помимо режиссера):
    • гаффер (свет), который знает какие приборы есть и как добиться требуемого от вас результата.
    • звукорежиссер, который будет писать звук на площадке и делать по возможности это так хорошо, что звук можно будет использовать в конечном фильме — качественная переозвучка это сложный, трудный и не всегда дешевый вариант, а некачественный звук это частый компонент бюджетного кино, способный напрочь испортить все впечатление, даже в случае качественной картинки. Он же может выступать в качестве бум оператора (того кто держит микрофон на удочке над головами актеров)
    • оператор, который знает съемочную технику и может ей хорошо пользоваться. Такие приспособления как стедикам, тележки и т.п. требуют определенного навыка для достижения плавности движения, и этот навык не так быстро приходит как хотется.
    • все три вышеперечисленных члена команды могут быть воплощены в одном — но это будет очень тяжело и сложно. Ну и бум он точно держать не будет вместе с камерой
    • линейный продюсер (по непонятным мне причинам называемый у нас вторым режиссером, хотя что он режиссирует мне не ясно) — ответственный за ежедневные вопросы — наличие нужных актеров в нужное время на площадке, обеспечение их текстами, договоренности с локациями, планы съемок на день, перекусы, транспорт и т.п. На самом деле один из самых важных членов команды, от плохой работы которого могут просто сорваться съемки. Я намеренно написал больше ответственностей, нежели закреплено за линейным продюсером на самом деле, но так будет учитывая бюджет.
    • остальные участники тоже важны, но в бюджете они могут не присутствовать — стилист, гардероб, супервайзер по сценарию и т.д. Кто то будет вынужден следить за всем этим, качество будет где-то страдать, но с этим прийдется мириться и добиваться максимума из возможного

Так или иначе, команду надо организовать и найти мотив для каждого участника проекта. Мотивом может быть сам проект (и хорошо если так получается), но в роли мотива может быть и обучение, опыт или банально заработок (хотя такой мотив скорее всего не выльется в творческий подход к проекту).

  • Хлопушка. Вынесена отдельным пунктом специально. Скорее всего у вас будет цифровой (а не пленочный) проект, а поэтому должен быть человек, ответственный за перепись материала и сортировки его для дальнейшего монтажа. Соответственно важным аспектом становится использование хлопушки, на которой четко указана сцена, кадр и дубль и все это проговорено в камеру. Иначе подготовка к монтажу превратится в сущий ад. Я использовал программную хлопушку на iPod touch — iSlate, за неимением настоящей цифровой — хороший вариант.
  • Работа со актерами. Разумеется, все актеры должны знать свои тексты, их контекст и место в сценарии. Но может случится, что режиссеру будет необходимо «вводить» каждого героя в роль, репетировать с ним текст или же суфлировать его во время дубля (это, кстати, вызовет сложности у вашего звукорежиссера).
    Как правило, работать с актерами должен один и только один человек на площадке — режиссер.

    • Съемка постельных сцен. Если таковые есть или присутствует «обнаженка» в кадре, это может вызвать осложнения. Даже если на эту роль взяли стриптизершу, которая раздевается перед десятками пар глаз каждую ночь, это совсем не гарантирует, что перед камерой она не засмущается. Во-первых на такие сцены нужно максимально сократить количество персонала на площадке, во-вторых провести определенную психологическую подготовку с актрисой.

Скорее всего, даже если подготовка была на уровне, останется много «дыр» (особенно они проявляются во время монтажа), что потребует досъемку. Чем раньше это станет понятно, тем лучше, т.к. если есть привязка ко времени года, то упустив момент досъемок прийдется ждать год.

Вот такие сумбурные советы, надеюсь вы найдете для себя что-то полезное в них. Удачных съемок!

Опубликовано с разрешения Игоря Рябчука (www.thatUkrainianGuy.com)

One thought on “Советы по съемке кино в REBEL стиле (с ограниченным бюджетом)

Добавить комментарий