Холодный душ для начинающего сценариста

В этой статье нет рецептов успешного сценария. В ней будет попытка уберечь начинающих сценаристов от типичных ошибок и привить самокритичность, попытка развеять многие иллюзии о профессии.

В этой статье нет рецептов успешного сценария. В ней будет попытка уберечь начинающих сценаристов от типичных ошибок и привить самокритичность, попытка развеять многие иллюзии о профессии.

По поводу автора — автор имеет небольшой практический опыт адаптации сценариев (за деньги). Экранизированных полнометражных оригинальных сценариев в копилке пока нет. Поэтому пруфлинков и пруфпикчей не будет. Да это и не имеет значения. Вопросы типа «а ты сам кто такой??» можете не задавать, я ведь не рекламирую курсы сценарного мастерства или новую книгу. Написанное ниже — всего лишь точка зрения.

Привлекательность профессии

В последнее время появляется все больше книг и семинаров по сценарному мастерству. Интерес к кинодраматургии растет год от года. Книги по этой тематике выпускает множество авторов. Кроме уважаемых и известных авторов этим занимаются и новички-теоретики. Сам видел как двадцатилетний парень предлагал платный вебинар по теме «как стать сценаристом за полтора месяца»…

В чем секрет такой привлекательности профессии? Главная причина: из всех кинопрофессий, только сценарист может заниматься творчеством без бюджета. Чтобы стать практикующим режиссером, оператором, световиком, гримером нужен конкретный проект, а значит бюджет. А сценаристу для творчества нужен только компьютер.

Холодный душ

Но сразу стоит принять холодный душ. Развеять все иллюзии о профессии.

В российских реалиях сценарист уязвим и практически никак не защищен.

Если речь не идет об адаптации, римейке или написании сценария на заказ под чужую идею, то сценарист является не менее важным человеком для фильма, чем режиссер. Кино начинается с истории, со сценария.

Но сценарист получает на порядки меньше чем режиссер. И меньше чем оператор. И даже меньше (как правило) чем художник по свету и звуковик. Вся слава достается актерам, режиссеру и продюссерам. И кинонаграды, как правило, тоже.

И это еще хорошо, если ваш сценарий вообще возьмут в разработку. Ведь продать свой сценарий чрезвычайно трудно.

К тому же сценарист НИКАК не защищен от кражи у него идей. Если кто-то украдет сценарий даже просто поменяв название и имена героев — доказать что-то будет практически невозможно.

При этом в России нет мощного профсоюза сценаристов, как в США. Никто не будет устраивать забастовки чтобы защитить свои права. Никто не будет заступаться за вас. Сценарист беззащитен.

В процессе работы над проектом от вашего первоначального сценария может мало что остаться. И это очень неприятно, когда написанное вами кардинально правят другие люди в ущерб первоначальному замыслу.

Отношение к сценаристу со стороны многих режиссеров и продюссеров — пренебрежительное, как к лакею, к обслуживающему персоналу. И при случае вам всегда постараются напомнить это, принизить ваши заслуги.

Поэтому если кто-то питает иллюзии что достаточно написать сценарий и все завертится… Что быстро найдется добрый дядя продюссер, заплатит за него сотню тысяч долларов, сценарий запустят в производство и вам дадут авторский контроль над проектом. А потом вас ждет слава, деньги, вечеринки, фестивали и Голливуд… то сразу стоит выбросить такие мысли из головы.

 Достаточно посмотреть, сколько сейчас сценариев гуляет по питчингам, по сайтам и блогам «околокиношной» тематики и сколько фильмов снимаются у нас в стране. Посмотрите статистику «Кинопоиска» — сколько фильмов в год снимается по оригинальному сценарию, автором которого не является режиссер или продюссер?

Ну? Грустно?
Реально оценивайте свои шансы. И подумайте — сохранила ли эта профессия для вас привлекательность?

 Графомания такая графомания

Одна из причин по которой продать свой сценарий чрезвычайно трудно — сильная «зашумленность». Почтовые ящики всех сценарных агентств, продюссерских центров, режиссеров, критиков до отказа забиты сценариями, синопсисами. В этом информационном шуме вероятность что ваш сценарий заметят крайне мала.

Страшный секрет (если кто-то не знал): никто не читает все эти сценарии.

А продюсеры и режиссеры в лучшем случае читают синопсисы. Чтобы продюсер нашел ваш сценарий, прочитал и оценил его — это настолько маловероятное явление, что на него можно даже не рассчитывать.Что уж там говорить, даже актеры часто читают сценарии уже в день съемок.

 В информационном шуме тонет все. Это проклятие современной цивилизации. Во времена Пушкина грамотным был каждый пятый, а писать и связно выражать мысли мог каждый двадцатый. А сегодня пишут все у кого есть клавиатура. Пушкина бы никто не заметил в этом информационном шуме.

 Также и ваш гениальный (теоретически) сценарий никто не заметит.

 Но не все так плохо. Приняли холодный душ, а теперь и теплая ванная:

 Сценарист скоро будет самой важной кинопрофессией!

Обратите внимание. Сейчас даже в Голливуде кризис идей. С каждым годом выпускается все больше и больше римейков старых фильмов. В один год могут выйти сразу несколько фильмов с одинаковым сюжетом (яркий пример: «штурм белого дома» и «падение Олимпа»).
Поэтому сценарист скоро выйдет на первый план. Сочинить историю которая удержит зрителя у экрана в течение 2 часов — это сложное искусство. Если сценарий плох, то ни гениальность режиссера и актеров, ни спецэффекты не спасут фильм. И наоборот — если сценарий хорош, то зритель будет готов простить некоторые недостатки постановки.

Не переоценивайте пользу книг и семинаров

Читать книги и посещать семинары по сценарному мастерству нужно — это обязательное условие становления как специалиста. Но не стоит переоценивать их значимость.
Семинары и книги не добавят вам ни таланта, ни фантазии и не дадут идей. Они научат вас только помещать их в определенную структуру. Если выражаться образно — они не научат вас печь вкусный кекс, они просто расскажут вам про формочку для этого самого кекса.

Я знаю многих людей которые прочитали книгу Р. Макки «История на миллион долларов» и подобные ей по несколько раз. Посещали семинары. Но ни одного сценария для полного метра написать они так и не смогли. Они смогли бы стать профессиональными критиками и даже редакторами сценариев. Но только не сценаристами.

А действовать «от обратного» нельзя. Нельзя сначала взять формочку для кекса и пытаться засунуть в нее хоть что-то — глину, песок, муку. Сначала нужно обладать объемным, пышным «колобком» из теста (в виде фантазии, таланта, идей).

Поэтому такие семинары — это не панацея. Гораздо полезнее потратить время на практику, на саморазвитие, на получение впечатлений и жизненного опыта. Если конечно у вас нет цели стать всего лишь теоретиком.

А теперь на закуску… Самые распространенные ошибки новичков.

Опасайтесь заимствований! Самая страшная беда сценариста — подсознательное заимствование.

Так уж устроен наш мозг. Он запоминает идею, но хуже запоминает ее источник. Спустя какое-то время вы можете быть искренне убеждены что вы автор какой-то идеи. И напишите ее в своем сценарии.
Поэтому постоянно анализируйте свои мысли. Вспоминайте что вы до этого смотрели. Анализируйте свои тексты. Например, если вы фанат «звездных войн» — перепроверьте не говорят ли ваши персонажи цитатами оттуда.
Полностью избавиться от таких заимствований не получится. И не нужно. «Золотой фонд» классики в каждом жанре уже создан и создать что-то полностью оригинальное будет невозможно. Но по возможности нужно от них избавляться.

Самокритичность — ключ к успеху. Лучше немного недооценить себя, чем переоценить. Всегда критично относитесь к себе. Не считайте что вы гений. Иначе рискуете стать злым неудачником. В кинодраматургии (и в литературе) людей с комплексом «непризнанных гениев» чуть ли не половина. И вы вполне имеете шанс пополнить ряды их армии. Если перестанете себя критиковать.

Причины неудач ищите только в себе. Это полезнее чем обвинять в чем-то других. С вероятностью в 95% то что вами написано в данный момент — сырой, слабый материал с кучей заимствований. И если это так, то нужно уметь это разглядеть, чтобы произошел качественный рост.

Избегайте прямой рефлексии. Если ваш герой — ваша рефлексия, олицетворение ваших мечтаний о приключениях, любви, то это далеко не всегда хорошо. В 90% случаев я могу написать точный психологический портрет автора сценария. Потому что в них явная рефлексия. Помните что не всегда ваши проблемы и фантазии будут близки другим. И не забывайте про самоиронию. Учитесь смотреть на себя и своего персонажа со стороны.

Так что же делать?

Если у вас есть сценарий и вы искренне убеждены что он хороший. То у вас есть два пути.
Первый: ждать что прилетит продюссер на голубом вертолете и даст кучу денег. Сразу стоит осознавать что шансы на это чрезвычайно малы. И к тому же на пути к своей мечте вы можете просто «слить» свою идею другим людям. Кража идей в этой среде — дело обычное.
Второй путь: снять короткометражку по мотивам своего полнометражного сценария. Сделать заявку. Вероятность что вас заметят — на порядки увеличится.
При творческом подходе — снять короткометражный ролик можно с минимальным бюджетом, измеряемым среднемесячной зарплатой одного человека.

Так уже повелось что воспринимать текст могут и хотят не все. А интересный ролик с продуманным концептом увидит гораздо больше людей.

В любом случае сидеть на месте нельзя. Нужно иметь в запасе несколько полнометражных сценариев, а не носиться с одним. И не ждать, а действовать.

Источник: snimifilm.com

Добавить комментарий