5 мыслей о потенциале «Украинской новой волны»
Семь короткометражек, созданных при участии Госкино Украины, вышли в полноценный прокат под вывеской «Украинская новая волна». В отличие от предыдущих двух известных украинских киноальманахов — «МУДАКИ. Арабески» и «Украина, гудбай» — эта подборка не имеет общей концепции, а демонстрирует скорее последние национальные достижения в кинематографе. Поэтому в списке фильмов соседствуют как саркастическая миниатюра 40-летнего Владимира Тихого, так и лирика от студентов столичного киновуза. В oKino.ua рассуждают о том, что несет нам эта «киноволна» и что она может после себя оставить.
1. Умеют снимать красиво…
Все фильмы подборки радуют грамотной операторской работой и качественной цветокоррекцией. Кроме разве что фильма «День независимости», но его снимали за день, и эстетичность кадров там исключена по самому сюжету. Сумеречная дымка над терриконами в ленте «Уроки украинского», стерильность больничных палат в «Гамбурге», флирт симпатичных молодых людей в «Между двадцатью и полночью» — эти сцены сделаны профессионально, хоть и с присущей цифровой съемке холодностью. Даже попавший на постеры подборки кадр с обглоданным бычьим черепом из упомянутых уже «Уроков украинского» выглядит отвратительно-привлекательно, как натюрморты Шардена.
1…но не умеют рассказывать истории
Проблемы со сценариями — бич не только украинского кино, но и мирового. За границей банальщине умеют придать строгие драматические формы, которые держат внимание зрителя. Наши же режиссеры будто люди, изучающие иностранный язык: выучили слова, но не синтаксис. Вопросы по логике сюжета возникают ко всем картинам, кроме «Дня независимости» и «Гамбурга», — эти две короткометражки, по сути, экранизированные анекдоты. Самая драматургически стройная история — у фильма «Борода», с сюжетной ловушкой в финале и удачно расставленными символическими деталями: нацеленным в зеркало ружьем, задыхающейся рыбой в бочке и самой бородой, которую может сбрить лишь покинувшая родную страну дочь.
1. В целом у нас все плохо
В каждом из фильмов украинское общество выглядит патологично, даже если сама лента отстраняется от социальной темы. В «Уроках украинского» безумие нашей действительности доведено до крайности: озверевшие шахтеры хотят надругаться над молодой учительницей, на провинциальной дискотеке танцуют калеки, а в разваленных домах гниют старики. В «Дне независимости» все безобиднее и буднично: пареньки «с района» хотят культурно провести главный праздник страны, а вместо этого хлещут пиво и курят во дворике. Сонная студенческая богема из ленты «Между двенадцатью и полночью» не выглядит альтернативой общественному мраку из других картин, а скорее раздражает своим легкомыслием. Социальная неприглядность нет-нет да и вылезет на свет божий в каждой киноработе «Украинской новой волны». Перефразируя известный анекдот: «Яка країна, таке й кіно».
1. Разнообразие в однообразии и наоборот
Называть какие-то злободневные кинопроцессы в Украине волной — значит погорячиться. Это скорее хаотичный поток — недостаточно сильный, чтобы сносить все на своем пути, но способный пропитать почву вокруг и пустить ручейки. Подборка из семи картин, о которых мы говорим, в меру репрезентативна. Тут есть комедия, трагедия, драма, притча; здесь присутствуют фильмы режиссеров, как минимум, двух поколений, разные по тематике и мироощущению авторов. Но они катятся на зрителя одним комом. Ни одна работа не переворачивает сознание и не претендует на то, чтобы ее показывали как гордость отечественной киномысли. Фильм «Диалог в одиночестве» выделяется тем, что сосредоточен исключительно на общечеловеческих темах. Но одной этой работы недостаточно, чтобы сказать, что украинские режиссеры могут пойти дальше своего культурно-национального бэкграунда.
«А куди поїхала моя нирка?»
Так вопрошает продавший почку герой одной из картин. Можно ли экспортировать наши фильмы? «Дорогу» и «Уроки украинского» пробовали отослать на Берлинский кинофестиваль, но они не прошли конкуренцию с еще парой тысяч фильмов со всего мира. Все семь короткометражек получили какие-то призы на Родине, часть картин показывали на малопопулярных зарубежных киносмотрах. Конкретно подборку «Украинская новая волна» нельзя считать отечественным «бест оф» по причине отсутствия понравившихся иностранцам лент вроде «Ядерных отходов» и «Кросса». Другой вопрос, насколько эти фильмы понятны неукраинцам? Да и самим украинцам? «Борода» — об одиночестве старика или об эмиграции? «Уроки украинского» — притча о моральном вырождении человека или о том, что все зло с Донбасса?
Источник : www.okino.ua