Интервью: Олег Маловичко — Сценарист

Олег Маловичко потрясающий сценарист, писатель, не смотря на то, что нигде этому не учился. Фильмы, снятые по его сценариям: Ёлки (2010), Детям до 16… (2010), Пикап: Съём без правил (2009), Домовой (2008) и многих других.
Вы не учились на сценариста, но ваш первый сценарий был сразу экранизирован. Т.е. учиться писать не обязательно?

Только для первых двух-трех сценариев. Они рвутся на бумагу сами. Дальше, не учась профессии, остаться в ней трудно. Научиться писать сценарии нельзя, это факт. Но, если вы чувствуете в себе способности, знание ремесла даст инструменты, которые существенно облегчат работу.

Вы сочиняли истории в детстве? А сочинения по литературе вы любили писать? Были вы любимчиком у учительницы русского языка и литературы?

Да, в третьем классе писал в тетрадку и даже рисовал какие-то иллюстрации. По жанру это был трэш-детектив, как я сейчас понимаю. Сочинения не любил из-за отчетливого душка некрофилии. Массив русской классики не всегда по зубам подросткам, а школьная парадигма восьмидесятых превращала живые, парадоксальные, дышащие страстью и подспудно — сексом — сочинения Пушкина, Толстого и Достоевского в какую-то вечную унылую борьбу с царским режимом . С учительницей русского мы были не то, чтобы на ножах, но как бы соседями по камере в не самой лучшей тюрьме.

Откуда приходят истории?

Мне близки концепции Юнга и Кэмпбелла. Вкратце — мы не сочиняем истории; мы впитываем их ночью, во сне, из океана коллективного бессознательного. Рассказчиками становятся те, кто может черпать из этого колодца и днем. Это следствие психологического склада человека. Смысл и кино, и литературы, и искусства вообще — на мой взгляд — доказать человеку возможность его победы в борьбе с хаосом. Человек боится смерти, болезни, увечий, нищеты — рассказчик врет ему, что все нормально, можно умереть и воскреснуть, съесть яблоко и победить болезнь, искупаться в молоке и быть вечно молодым, встретить на тонущем корабле парня, который найдет тебе обломок двери, и так далее. Истории доказывают человеку, что в мире есть разумное начало, и добро побеждает зло. Если мы признаем наличие в мире некоей определяющей сущности, будь-то бог, любовь или высший разум, истории — этот тот шифр, с помощью которого он дает людям инструкцию по выживанию. Но передатчик далеко, помехи, и рассказчику приходится заполнять дыры в шифровке выдумкой, а выдумка есть не что иное, как обращение к накопленной человечеством культурной мифологической массе.

С чего начинается создание сценария: с мысли, которую вы хотите передать зрителям, с сюжета или нет никакой последовательности?

Уж точно не с мысли. Она всегда появляется последней, это нитки и стежки, которыми вы пытаетесь придать форму «потному валу вдохновения». Для меня все истории начинались со страха. С представления корневого конфликта человека с его явным или потаенным желанием или страхом. Написав первые два сценария я испугался, что не смогу больше писать — так получился «Домовой». Когда родился сын, я боялся, что развешанные по квартире пеленки и вечные крики маленького террориста не дадут работать — появился «Реальный папа». На самом деле все истории — о страхе. Майкл Корлеоне боится стать частью семьи, но еще больше — семью потерять; Брюс Уэйн доказывает себе, что он не трус, наряжаясь в Бэтмена; и до бесконечности. Возьмите большинство фильмов — и вы увидите, что в их основе страх, основанный на двух инстинктах человека — выживания (боевики, фантастика, триллеры) и размножения (почти все легкие жанры). Тарантино называет это kills and kisses. Любовь и насилие в основе большинства фильмов. Есть и другие примеры, фильм «Елки», например, построен на инстинктах второго порядка — потребности в уважении и т.д.

Как появился ваш первый фильм? Вы нашли режиссера, продюсера или они нашли вас и заказали вам сценарий? А сейчас как это происходит?

Первым был сериал «Частный заказ». В 2004 году я работал клерком в конторе — от скуки писал на модные тогда в рунете «Удафф» и «Литпром». Несколько коротких историй пошли гулять по сети. Брат свел меня с редактором РТР, тот — с Валерием Тодоровским, который прочитал мои сюжеты и предложил написать что-нибудь для ТВ. Как-то так и пошло. Сейчас я работаю с агентом, поиском работы и составлением графика занимается она.

Случалось, что режиссер или продюсер убеждали вас изменить судьбу персонажа, убить его например?

Это будничный ход работы. Если вы подслушаете разговор сценариста с режиссером или продюсером, вы утратите веру в людей. «А может, ребенка убьем?» — довольно невинная фраза.

Сколько времени занимает написание сценария и нужны ли вам для этого какие-то особые условия: одиночество например или наоборот – шумная компания?

При готовом сюжете работа над драфтом занимает 10-15 дней. Иногда пишется быстрее, редко — медленнее. Но сам сюжет можно разрабатывать месяцами. Не уверен, что сценарий можно написать в шумной толпе, это не очень продуктивно, по-моему.

В какое время суток лучше всего работается?

Утро, с 9 до 12, и ночь, с десяти до двух.

Что вы можете посоветовать сценаристу без опыта, как ему продать свой сценарий и что для этого нужно?

Для начала освоить форму. Так хотя бы есть шанс, что вашу историю начнут читать. Предварите сценарий короткой заявкой, в которой опишите корневой конфликт и вытекающий из него сюжет, за образец возьмите короткие аннотации на IMDB. Тех, кто будет смотреть вашу историю, интересуют, не обольщайтесь, как на ней заработать. Никаких фотографий, цветочков, разных шрифтов, капслоков и смайликов, не пишите, для какой аудитории и почему фильм должен собрать миллионы. Заявка и правильно оформленный сценарий показывают серьезность намерений.

Чем вы еще занимаетесь кроме написания сценариев?

Сплю. Увы, почти правда. На сценарном рынке дефицит кадров и переизбыток работы, по крайней мере сейчас, свободного времен остается мало.

Что легче написать: драму, комедию или триллер? А вам в каком жанре больше нравится работать?

Вопрос не жанра, а качества материала. Суть работы одинакова везде, вы плывете по одной реке между одними и теми же пунктами, в одной и той же лодке, различается только цвет весла. О’Генри говорил, что если вы встретите на улице мрачного мизантропа, это наверняка будет юморист. Все писать трудно и легко одновременно, вопрос вдохновения.

Можно ли снять хороший фильм без истории?

Видовой, авангардистский — возможно. Андалузский пес, к примеру. Другой вопрос, что это кино не будет востребовано никем, кроме кучи эстетов, через это кино социализирующихся и предъявляющих себя обществу, как отдельную страту. В кино работают инстинкты. Механизм вовлечения начинается с самоидентификации, инструментом достижения которой является история. Есть разница между «жили были старик со старухой» — о, это интересно, я знаю таких людей, и что же было с ними дальше? — и, например, «в комнате витал запах старых чернил» — это ни о чем . Другой вопрос, что, как правило, кино без истории не бывает. Даже в порно отчетливо присутствует трехактная структура, да простят меня блюстители общественной нравственности.

Обижаются ли на вас знакомые, когда узнают себя в ваших персонажах? Или благодарят? Или никто себя не узнает?

Пока никто себя не узнал, да я и не задавался целью списывать. В кино чаще работают архетипы, чем списанные из реальности характеры.

Может ли кино изменить общество? Ведь люди живут примерами. Видят примеры поведения в книге, кино или в реальной жизни и потом просто их применяют в подходящей ситуации.

Кино всегда меняет общество. И вялотекущий апокалипсис, который мы наблюдаем вокруг, не в последнюю очередь результат нашего невнятного мейнстрима и лютого артхауса. Собственно, перемена общества и усвоение моделей поведения — одна из причин, по которым мы идем в кино. Сейчас мы, по большей части, перепоручили процесс воспитания через кино американцам, и это плохо даже не с точки зрения национальной гордости или денег; мы воспринимаем эти истории, как их нормы, их отношения, без применения к сее, воспитательный заряд иет мимо, как правило.

Говорящие животные в сказках, «маугли» например, как они влияют на формирование мировосприятия детей?

Так же, как говорящие роботы и автомобили. Это та же функция придания порядка хаосу. Через этот образ ребенок понимает, что зверь не обязательно источник агрессии, он такой же, как ты, его мучают те же проблемы.

Чему детей стоит учить, чему их сейчас не учат?

Работе на общее благо. Смерти во имя идеалов. Не в коммунистическом смысле, за идеологию, а в плане понимания того, что твой сосед — условие твоего выживания, а ты — его. Что люди выживают не когда каждый сам за себя, а когда вместе гонят мамонта, и жертвуя собой, ты можешь спасти свою общность, большую семью — и когда взаимовыручка становится основой общества, общество идет вперед.

Почему так много людей страдают от одиночества, но при этом не могут или не хотят создавать близкие отношения? Что так сильно отталкивает людей друг от друга?

Страх. Это корневой инстинкт человека. Человек боится потерять пусть одинокое, но устоявшееся существование. Близкие отношения — это трата времени, денег, себя (а вдруг я не понравлюсь? а вдруг отказ? а вдруг посмеется? обманет?). Любой фильм начинается с того, что у героя все вроде устоялось, но вдруг что-то нарушает его размеренное существование, и он поначалу боится — но потом идет вперед и побеждает. Фродо боится нести кольцо, Люк не хочет улетать с фермы, Джек осмеливается только смотреть на Роуз с нижней палубы, Нео не доверяет Морфеусу поначалу… Кино как раз и показывает — иди, знакомься, ныряй в жизнь, и в конце ты победишь. Кино, конечно врет, но ты хотя бы согреешься.

У вас есть любимый фильм или персонаж?

«Крестный отец». Иван Карамазов.

Является ли коммерческий успех фильма показателем его качества? Или: может ли хорошее кино быть неуспешным и не найти отклик у зрителя и желание его посмотреть?

Качество понятие субъективное. Одни считают качеством картинку и проработку трюков, другие — сюжет и игру, сейчас приходит понимание, что качество — это ширина коридора между зрителем и автором. Коммерческий успех является показателем найденного с аудиторией контакта, поэтому сейчас киномэтры с миллионными бюджетами пролетают мимо кассы, а молодые ребята из Enjoy movies выпускают один хит за другим.

Нужно ли писать на афишах и рекламе фильмов: этот фильм обязательно смотреть в кинотеатре, а этот можно и дома в компьютере? Ведь фильмы все разные.

Не знаю насчет афиш, но есть действительно фильмы, которые нужно смотреть в кинотеатре, поскольку тем самым мы удовлетворяем заложенный в нас стадный инстинкт, или, если это кого-то обижает, социальный голод.

Как вы относитесь к тому, что сейчас можно и читать книги, и смотреть фильмы, не тратя на это деньги, просто скачал и все? Нужно ли за все платить или пусть лучше большее количество людей будет иметь возможность посмотреть и прочитать?

Доступность обесценивает предмет. Доступность информации девальвирует её. Покупая книгу или фильм, вы относитесь к ним с уважением, потому что недоступность предмета мотивирует вас владеть им через деньги или внимание, Торренты приводят к пресыщению и забитым винтам так же, как бесплатная еда к ожирению. Вы не доедаете яблоко, если их тонна. Не досматриваете фильм, не дочитываете книгу. Разумное решение в компромиссе. В идеальном мире все можно скачать за небольшую плату. Если фильм, книга стоят сто рублей, а зрителю представлен понятный и удобный сервис скачивание  и разработан механизм вознаграждения авторов, это устроит всех.

Вы читаете книги или только пишете?

Читаю, хотя времени страшно мало. Но без этого никак, скудеешь мозгом. Чтобы отдавать, нужно брать.

Можете посоветовать фильм, книгу, режиссера или автора?

Ох… Это очень субъективно. Начните с IMDB Top 250)

Счастливая личная жизнь помогает в творчестве?

Да, как и несчастливая. Всякая помогает, даже ровная, скучная, угнетающая — тогда хочется добрать красок в творчестве.

Вам не жалко было отправлять сына в школу (он пошел у вас в первый класс в этом году?) под влияние какой-то прежде незнакомой вам женщины на несколько часов и обрекать его на общение в детьми, которых ни вы, ни он до этого прежде не знали.

Ему повезло со школой. Я очень рад. Обрекать на общение — сильно сказано)) Да, ребенок обречен теперь на игры со сверстниками, на познание нового мира, даже — страшно представить — на дружбу.

Вы хотели бы снять в вашем фильме или выступить в роли режиссера, продюсера?

Я хотел сам снимать «Детям до 16″, это не сложилось, и сейчас я думаю, что и слава богу. Андрей Кавун сделал отличную работу, а мне хотелось вывалить на зрителя черно-белый сгусток депрессухи, снятый на ручной камере.

Вы часто переезжали? Какое место в мире для вас наиболее комфортно?

Я сменил квартир двадцать в свое время, и, как ни странно, это всегда очень волнующий опыт. Ты как бы начинаешь с нуля — в этом районе, с этими соседями. Это новый транспорт в путешествии жизни.

Что бы добиться много в жизни, чего хочется, обязательно ли должно быть тяжело добивается своих мечтаний?

Нет. Мне кажется, это расхожий стереотип. Успех как воздух, как интуиция, если мы не ограничиваем это понятие рамками деньги-карьера-медийность. Успех, на мой взгляд, это гармония и самореализация. Если же вы, добиваясь успеха, зарабатываете депрессию, это уже не успех, а поражение в борьбе с собственными комплексами. Ну, вот лежите вы барином на берегу моря, за спиной вилла, в банке счет с нулями, но любовь растеряна, друзья проданы, и вроде вчера было двадцать, а уже шестьдесят и рак. Это успех? Жизнь, мягко говоря, коротка и её продолжение, скажем, завтра, ничем не гарантировано, надо радоваться, любить, зарабатывать деньги — если они так необходимы для гармонии — любимым делом, приносящим удовлетворение, и все это сейчас, вот сию минуту, не завтра. Позвонить девушке и пригласить на свидание — вот успех. Съездить к другу. Устроить вечеринку. Прыгнуть с парашютом. Это то, что вы несете дальше.

 

Источник: breakstreet.ru

 

Добавить комментарий