3 простых правила съемки без освещения / Натурная съемка
В этой статье речь пойдет о съемке с использованием имеющегося света. Иными словами, мы поговорим о съемке при естественном освещении, когда у вас на руках нет никаких специальных источников света.
Наличие достаточного количества света вовсе не означает, что вы готовы к съемке. Довольно часто по телевидению попадаются случаи просто ужасного использования имеющегося света. Засвеченные лица ведущих, тени со стороны камеры, оператора и микрофона, не говоря уже о бликах.
И чтобы избежать основных ошибок, придерживайтесь 3 простых правил съемки с имеющимся освещением.
Съемка натуры
В кино непременно требуется дополнительный свет. Но в документальном кино вполне вероятно съемки могут проходить в естественных условиях, так что давайте рассмотрим этот вариант.
Съемка при ярком дневном свете дает свой ряд проблем. В результате — высокая контрастность, засвеченные пятна (hot spots) и блики. Если вы интервьюируете человека, то дополнительно нужно избежать проблемы прищуривания.
Правило 1: При ярком дневном свете по возможности старайтесь снимать, когда солнце позади вас.
Примечание: речь не идет о полном запрете съемок в сторону солнца, есть множество случаев, когда съемка напротив солнца может быть выполнена довольно искусно и сформировать приятные ощущения восприятия у зрителя — я лишь призываю в 9 случаях из 10 снимать, когда солнце находится за вашей спиной.
Таким образом, вы получите 3 эффекта:
- «Формы и «моделируемые» тени
- насыщенные цвета изображения
- отсутствие бликов
1. Формы и тени. Имеется ввиду, что от яркого солнечного света и возникших теней формируются наиболее выраженные черты лиц, в то время как в пасмурную погоду этой выразительности добиться сложно.
2. Цветонасыщенность. Множество оттенков и насыщенность цветов изображения. Если солнце будет напротив вас, картинка будет более размытой и блеклой, и у вас возникнут проблемы с правильной экспозицией объекта и фонового неба.
Примечание: При этом иногда съемка с солнцем позади вас может привести к ненужным теням, особенно если солнце начинает садиться… Следите за тем, что за время съемки падающие от солнца тени не оказались в кадре. Может быть полезным снимать на большем фокусном расстоянии, при этом вы сможете находиться дальше от объекта съемки.
3. Блики в объективе. Их наличие зависит от характеристик объектива и от того, падает ли луч света от солнца или яркого источника на объектив. Избежать их можно с помощью компендиума (Matte Box, в комплекте с козырьками и шторками Bellows), или же предотвратить прямое попадание лучей с помощью специальных флагов.
Правило 2: Если вам нужно (или хочется) снимать напротив солнца, используйте специальные флаги, защищающие объективы от попадания яркого света.
Можно использовать простые световые полотна, изготовленные из матового черного материала, а также компендиумы, Matte Box, или же так называемый «французский флаг» — черный алюминиевый козырек с гибким креплением.
И все же, если вы хотите снимать напротив солнца, то вам обязательно понадобится отражатель.
И все же, если вы хотите снимать напротив солнца, то вам обязательно понадобится отражатель.
Правило 3: Используйте отражатели
Отражатели — это белые полотна, которые используются для дополнительного освещения персонажа. С их помощью вы сможете осветить слишком затемненные от яркого солнца участки. Отражатели можно изготовить самому, нужно лишь учесть отражающую способность выбранного материала и возможность ее удобной транспортировки.
Добиться «силуэтной» съемки, когда объект (будь-то человек, дерево, пр.) — черного цвета, а фон (небо) снят в нормальном цвете, довольно просто путем правильного экспонирования по небу. Лучшие часы для подобной съемки — рассвет или закат, но снять это можно в любое время.
В следующей статье речь пойдет о съемке без света в помещении.
Источник: Chris Weaver