Украинское кино: дебюты 2011 года
Украинские короткометражки и полнометражные картины все чаще становятся участниками всевозможных кинофестивалей. Последние отечественные короткометражки «Глухота», «Больныесукалюди» и фильм Rock`n`ball, представленные на кинофестивале «Молодость» в этом году — примеры украинского современного кинематографа. Насколько они хороши, судить вам, но нам за них не стыдно.
Rock`n`Ball
В 2011 году в рамках фестиваля состоялась премьера украинского фильма Rock`n`ball. Лента стала дебютом для режиссера Дмитрия Приходько.
Интересные факты:
1) одной из съемочных площадок в фильме был стадион, где проходил реальный футбольный матч донецкого «Шахтера»;
2) в картине снялся лидер группы «…и Друг Мой Грузовик» Антон Слепаков.
К слову, во время премьеры зал был просто забит. Является ли это признаком успеха, сложно говорить, но это показатель немалого интереса к украинскому продукту как таковому.
Главный герой – десятилетний мальчик Дима (Алексей Минько) – сирота. Он грезит футболом и мечтает попасть в футбольную школу. Для этого ему нужно, чтобы на экзамене присутствовал отец. Судьба подкидывает ему такую возможность в виде поляка Тимона (Томаш Собчак), с которым Дима встретился на стадионе. Тимон приехал в Украину в поисках дедушки, но его обокрали, и теперь у него нет ни денег, ни документов. Весь сюжет завязан вокруг взаимоотношений Димы и Тимона, поисков взаимопонимания и преодоления языкового барьера. В итоге все заканчивается хеппи-эндом.
Фильм очень прост и даже слишком прост. В нем вряд ли можно найти какие-то глубокие смысловые подтексты, и, тем не менее, благодаря ориентиру в основном на массового зрителя картина, возможно, станет успешной в кинопрокате, если таковой состоится.
Максим Оноприенко, продюсер фильма Rock`n`ball, о целях съемок
«Создавая ROCK’N’BALL, мы не задумывались о его будущей прибыльности. Общим стремлением было желание доказать мировой общественности, что УКРАИНСКОЕ кино имеет право на жизнь: нам есть ЧТО снимать, нам есть КОГО снимать, а главное — КОМУ снимать. Дмитрий Приходько стал тем человеком, кому удалось возродить настоящее жизненное и актуальное кино в Украине»
Снимали фильм всего 24 дня, это если считать только съемочный период, а вообще подготовка длилась год. Сами съемки происходили в Донецке. Город выбрали неспроста. По мнению продюсера картины, Донецк является футбольной Меккой, с первым красавцем-стадионом, с клубом – обладателем Кубка УЕФА, с невероятной футбольной атмосферой, так же как Голливуд – Меккой кино. И к тому же сам режиссер провел свою юность на востоке Украины.
Говоря о фестивальной судьбе фильма, ROCK’N’BALL в мае нынешнего года был представлен на Каннском кинорынке, участвовал в конкурсной номинации «Лучший дебют» на Film Festival Cottbus в Германии. Создатели фильма планируют принять участие в нескольких кинофестивалях в следующем году. Украинский зритель сможет посмотреть картину уже в 2012 году, ближе к Евро-2012, ориентировочно в марте.
Максим Оноприенко, продюсер фильма Rock`n`ball, уверен в успехе своего фильма
«Успех ROCK’N’BALL в мире — это еще один аргумент в пользу целесообразности развития украинского кинематографа и государственной поддержки кино в Украине. К счастью, в нашей стране уже зарождается процесс осознания значимости кино, его решающей роли в воспитании национальной идеи — примером тому стал национальный конкурс кинопроектов, проведенный в 2011 г. впервые за всю историю независимости. Отношение к кино меняется, чему я как продюсер искренне рад»
Заполненный зал, где не нашлось свободного кресла даже для режиссера, шквал аплодисментов и слова благодарности зрителей – все это красноречиво свидетельствует об успехе нашего фильма. Если доволен зритель, доволен и продюсер».
«Глухота»
«Глухота» Мирослава Слабошпицкого – это 10-минутная история из жизни жителей интерната для глухонемых. Помимо того что короткометражка принимала участие в более чем 20 конкурсных и внеконкурсных программах различных международных кинофестивалей, она также была представлена на МКФ в Берлине, программе «Спектрум» Роттердамского фестиваля, победила на фестивале в городе Винтертур (Швейцария). По словам режиссера, картину везде принимали хорошо. А в немецком университете Грайфсвальд был организован творческий вечер, на который пришли люди с разным социальным и культурным капиталом. Часть гостей ушли, а часть зрителей благодарили после просмотра. Руководитель мероприятия профессор Вьоль сравнил картину с античными трагедиями.
Кроме того, «Глухота» входит в цикл отечественных короткометражных картин «Мудаки. Арабески». Это в большей степени социальный проект, посвященный так называемой эпидемии мудачества в украинском обществе, которая проявляется в неком культурном нигилизме и «передается не столько через украинский политикум или искривленную экономическую модель, сколько от обывателя к обывателю как контактным, так и неконтактным путем».
Сам режиссер так описывает смысловой контекст проекта «Мудаки. Арабески»
Альманах «Мудаки. Арабески» был пощечиной общественному вкусу, манифестом рассерженных молодых людей местного разлива, реакцией на замшелую, ханжескую дремучую атмосферу, воцарившуюся к тому времени в украинском кино, да и в обществе в целом
«Глухоту» снимали во время эпидемии свиного гриппа. Интернат, где должны были снимать фильм и задействовать учащихся в качестве массовки, закрыли на карантин, поэтому пришлось искать актеров на роль учеников. В ленте снимались глухонемые артисты, за день было отснято 13 вариантов «Глухоты», 12 из которых уничтожили. Постпродакшн делали в студии, которая в то время занималась рекламой для многих политических сил в Украине. Итого, бюджет составил всего 300 евро. Таким образом доказано, что работа на чистом энтузиазме плодотворно сказывается на конечном продукте. Печально, что к ней приходится прибегать всякий раз, когда речь идет о съемке какого-либо кино в Украине. Впрочем, в других сферах искусства ситуация аналогична.
Мирослав Слабошпицкий, режиссер короткометражки «Глухота», о затронутой теме
«Я еще не такой старый, чтобы не помнить, как при прежнем руководстве Госкино Украины для молодежи все пути были закрыты, запечатаны. Мы живьем были заколочены в гробы. Из моего потока в институте почти никто не удержался в профессии. А заколачивали нас «живые мертвецы» — «неупокоившиеся зомби соцреализма», не способные адекватно вписаться в новый кинематограф, но намертво оккупировавшие все подступы, закрывшие все перспективы. Так что, «мадам Бовари – это я». И этот бессловесный крик в финале фильма – это крик моего поколения, лишенного тогда голоса. Благо сейчас ситуация изменилась: раковая опухоль наконец-то удалена, и, похоже, для моего поколения наступает ремиссия»
В планах у Мирослава Слабошпицкого снять полнометражную картину «Племя». Фильм расскажет историю последнего года выпускного класса в интернате для глухонемых. Если классифицировать будущую картину, то она подпадает под жанр артхаусного кино. Часть денег предоставит нидерландский Фонд Хуберта Белса Роттердамского кинофестиваля. Съемки начнутся осенью-зимой 2012 года, а пока ведутся поиски финансовой поддержки.
«Больныесукалюди» (SickFuckPeople)
«Больныесукалюди» Юрия Речинского — документальная короткометражка о жизни группы бездомных детей — наркоманов. Фильм показывает будни живущих в подвале, пьющих водку, нюхающих клей. Кто-то из них не может нормально двигаться, общаться. Все они больныесукалюди. Фильм тяжелый, за 44 минуты погружаешься в мир людей, почти полностью изолированных от общества. Изначально лента длилась три часа. Съемки начались два года назад.
Юрий Речинский, режиссер фильма «Больныесукалюди», о процессе съемок
«Дети реагировали по-всякому, но общий язык находили со всеми. Мне показалось, что им очень даже не хватает нормального общения с другими людьми. Они ведь, по сути, весьма изолированы нашим обществом. Когда общаешься с ними на равных, без неприязни или нравоучений, они это чувствуют и ценят»
Бюджет короткометражки очень скромный. Сначала вкладывались собственные деньги, позже с финансированием помогли люди, совершенно не связанные с кино. В декабре картину представят на Московском фестивале документального кино «Артдокфест». После дебюта на «Молодости» режиссеру Речинскому пришло несколько писем от разных фестивалей с просьбой выслать заявку.
Юрий Речинский работал режиссером монтажа, снял несколько короткометражек, рекламных роликов, окончив Школу фотографии Виктора Марущенко, участвовал в выставках по темам «Чернобыль» и «Дети с синдромом Дауна».
Юрий Речинский, режиссер фильма «Больныесукалюди», о том, для чего снимали фильм
«Может быть, наивно, но мы надеемся помочь им [бездомным детям] этим фильмом. Хоть немного, но поменять отношение к ним. Предложить зрителю погрузиться в их мир, но при этом не диктовать ему свою точку зрения, а оставить пространство для собственных мыслей и выводов. Лучшей зрительской реакцией для меня был интерес к этим детям и к их жизни. Лучшей эмоцией – сопереживание»
Команда, снимавшая «Больныесукалюди», сейчас занята процессом съемки другого фильма, посвященного людям, которые нуждаются в помощи всех небезразличных.
«Фактор Феллини»
«Фактор Феллини» достойна внимания хотя бы потому, что является единственной украинской работой, представленной в конкурсной программе «Молодости» среди студенческих короткометражек. И хотя лучшими студенческими фильмами стали ленты аргентинского и польского режиссеров, украинский короткий метр был удостоен особой награды Международной федерации киноклубов FICC за интересный поход к проблеме творческой личности.
«Фактор Феллини» — 10-минутная комедия на тему страхов студентов киновузов. Она стала дипломной работой Мирославы Хорошун, режиссера ленты, и ее коллег. Снят фильм на пленку. Достать ее, будучи студентом киновуза, очень сложно. Денег на такую роскошь, понятное дело, нет, а вот чтобы получить ее в университете непосредственно, нужно пройти длительную бюрократическую процедуру. И если дают всего-то 10 минут пленки, это стоит свеч, поскольку такой опыт никак не сравнится с использованием цифровых носителей. «Фактор Феллини» сделали за полгода, включая съемки и монтаж.
Мирослава Хорошун, режиссер короткометражки «Фактор Феллини», о том самом факторе
«Ми хотіли зробити іронічний аналіз студентського стану. Для мене особисто це в основному був стан страху. Коли ми навчалися, нас завжди орієнтували на таких майстрів кіно як Фелліні, Бергман, Антоніони, Тарковський. На цьому фоні починаєш бути настільки невпевненим, боятись будь-якого свого прояву, що в результаті студенти перетворюються на такі собі «шматочки льоду», що бояться проявити себе хоч якось»
Сейчас студенты снимают следующий фильм «Иллюзия кино», но уже на цифру. Длится он почти 30 минут. Его планируют отправить на всевозможные киноконкурсы, так же как и «Фактор Феллини».
Кто бы что ни говорил, а потуги молодых украинских кинематографистов не остаются не замеченными, и главное, чтобы энтузиазм возрастал, а с ним и качество фильмов. Вопрос денег в любом случае становится колоссально важным. Как метко указывает Мирослав Слабошпицкий: «Кино – удовольствие дорогостоящее. Можно писать книги в стол, но снимать в стол никак не получится». И при всем этом судьба украинского кино во многом зависит от тех, кто это кино и будет снимать. Посмотрим, решится ли кто-то преодолеть «эту печаль», царящую в сфере украинской кинематографии, и поразить мир новым киношедевром.
Источник: od.gloss.ua