В ожидании лучшего мультфильма

18-й Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК», проплывший на теплоходе по украинским водам от Киева до Одессы, завершился. Рекордное количество мультфильмов со всего мира, предельно плотная программа кинопоказов — с утра до позднего вечера, ежедневные вызовы каждого режиссера «на ковер» — пускай объяснят народу, чего они там иносказательно наснимали, — все позади. Четыре награды достались нашим аниматорам и уезжают в Россию.


Кадр из фильма «Переправа»

Кадр из фильма «Переправа»

Что, без сомнения, на «КРОКе»-2011 присутствовало в полной мере — это добротное качественное кино, очень разноплановое по жанрам и техникам, настроению и глубине авторского замысла. В первую очередь именно такой калейдоскоп отличает «КРОК» от многих западных фестивалей, придерживающихся какой-либо единой заданной направленности при отборе участников. Чего не хватило «КРОКу» в этом году — того фильма-открытия, гвоздя программы, безоговорочного лидера, который мог бы быть принят зрителями абсолютно или, наоборот, вызвать неоднозначную реакцию, но о котором хотелось бы долго говорить и спорить.

Одна из очевидных тенденций сегодняшней анимации — уныние и безысходность: тема смерти попала даже в мультфильмы для детей (в немецком м/ф «Утка, Смерть и тюльпан» режиссера Маттиаса Бруна героиня Смерть в течение 10 минут ведет философскую беседу с Уткой о том, что она всегда ходит рядом, и ее не стоит бояться. В финале доверчивая Утка тихо умирает). Чересчур агрессивное и жесткое кино в конкурсную программу старались не пропускать — ему выделили специальный блок «Жесть». Смотреть жесткач собралось много любопытных, но выдержать кровавую подборку от начала до конца смогли не все.

Все большую популярность набирают современные компьютерные технологии: так, в фантастических трехминутных «Пикселях» француза Патрика Жана мелкие летающие8-битные создания, явно пришедшие из видеоигр, нагло вторгаются в Нью-Йорк, до основания разрушая город, построенный словно из игрушечных кубиков. К слову, этот коротенький мультфильм, выложенный в интернете, только за первые 24 часа набрал более миллиона просмотров во всем мире, а ведущие голливудские киностудии всерьез рассматривают возможность создания из «Пикселей» полнометражного фильма.

Еще одна особенность современной авторской анимации, отмечаемая специалистами, — любовь к фильмам, построенным исключительно на ощущениях, чувствах и переживаниях режиссеров. Такое кино часто очень красиво, эстетично и поэтично. Его единственный недостаток — отсутствие, собственно, самой истории, пригодной для связного пересказа.

Так или иначе, честно отсмотрев несколько часов конкурсной программы, международное жюри в составе председателя — режиссера Анри Айдсика (Франция), режиссеров Хуана Пабло Замарелла (Аргентина), Жоаны Тосте (Португалия), Святослава Ушакова (Россия) и писателя Андрея Куркова (Украина) приняло решение: присудить Гран-при фестиваля и 10 тысяч долларов эстонскому мультфильму «Ныряльщики под дождем» режиссеров Ольги и Прийта Пярн.
Кадр из фильма «Прогресс черного пса»

Кадр из фильма «Прогресс черного пса»

В ожидании лучшего мультфильма (13 фото) Наверное, самое точное определение жанра этого неторопливого, до гротеска размеренного прибалтийского кино — фильм-ожидание. Герой-водолаз ждет команды на погружение в воду — вдалеке от берега тонет теплоход (когда смотришь этот фильм в кинозале на корабле — традиционном месте проведения «КРОКа», — чувства зрителей еще более обостряются). Дождь льет не переставая, герой в скафандре курит сигарету за сигаретой, а команды все нет. Мимо проходит жизнь, вокруг что-то горит, взрывается и тонет… Ожидание… Дома водолаза ждет любимая жена — в финале они встретятся всего на несколько минут: она работает ночным стоматологом и ее тоже ждут: машина «скорой» уже стоит у подъезда. Мгновение счастья, один только взгляд — без слов, и опять — долгое ожидание. В жизни такое часто случается, и не только в Эстонии.

Кадр из фильма «Швейная машина»

Кадр из фильма «Швейная машина»

Призы 18-го Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК»

  • Гран-при и 10000 долларов — «Ныряльщики под дождем» (реж. Прийт Пярн, Ольга Пярн, Эстония).

В категории «Фильмы продолжительностью до 5 минут»:

  • приз фильму «Рубика» (реж. Клер Боэан, Людовик Абас и др., Франция);
  • диплом «За отношение к анимации, как к своему любимому животному» фильму «Прогресс черного пса» (реж. Стефен Ирвин, Великобритания).

В категории «Фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут»:

  • приз фильму «Налларбор» (реж. Алистер Локхарт, Патрик Сэррел, Австралия);
  • диплом «За пластическую динамику» фильму «Любовь и воровство» (реж. Андреас Хюкаде, Германия).

В категории «Фильмы продолжительностью от 10 до 50 минут»:

— приз фильму «Внешний мир» (реж. Дэвид Орейли, Германия);

  • диплом «За бережное прикосновение к сложной теме человеческой судьбы»фильму «Сизый голубочек» (реж. Екатерина Соколова, Россия);
  • диплом «За высокое эмоциональное напряжение» фильму «Злой человек» (реж. Анита Килли, Норвегия);
  • диплом «За самый серьезный фильм» фильму «Дневники Липсетта» (реж. Теодор Ушев, Канада).

В категории «Фильмы для детей»:

  • приз и 5000 долларов фильму «Доду — картонный мальчик» (реж. Жозе Мигель Рибейру, Португалия);
  • диплом «За создание истории с ненавязчивой моралью» фильму «Картина принцессы» (реж. Йоханнес Вайланд, Клаус Моршхойзер, Германия);
  • диплом «За очаровательную фантазию» фильму «Ягодный пирог» (реж. Елена Чернова, Россия).Кадр из фильма «Рубика»
  • Кадр из фильма «Рубика»

В категории «Прикладная и заказная анимация» (образовательный фильм, музыкальный клип, реклама, ТВ-заставка, эпизод сериала):

  • приз фильму «Андроид Флойд» (реж. Джонатан Лайонс, США);
  • диплом «За эффективный минимализм» фильмам «Швейная машинка Уша» и «Спасите нашего тигра — игра» (реж. Суреш Эрият, Индия);
  • диплом «За врожденное чувство юмора» сериалу «LOG JAM» (реж. Алексей Алексеев, Венгрия).
  • Специальный приз жюри «За непотопляемое чувство юмора» фильму «Приливы туда-сюда» (реж. Иван Максимов, Россия).
  • Специальный приз жюри «За изобразительное решение» фильму «Переправа» (реж. Элиз Симар, Канада).
  • Специальный приз жюри «За первый профессиональный фильм» и 5000 долларов фильму «По каплям» (реж. Лео Верье, Франция).
  • Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «За высший пилотаж» и 7000 долларов фильму «После» (реж. Инга Коржнева, Россия).

МК.RU

Добавить комментарий