Источники света в кадре
Необходимым условием фото-видео-киносьемки является наличие света. Это аксиома. Ибо свет выполняет в фотографическом физико-химическом процессе основную, главенствующую роль в создании изображения окружающего нас мира в виде различных по цветовому тону оптических плотностей. А фотограф или оператор, уже как художник, трансформирует изображаемый им предметный мир в мир художественных образов, создавая при этом различные световые эффекты и характеры освещения.
Кино-видеосъемки разделяются на три категории (вида): натурные, павильонные и интерьерные. В первом случае главным и прямым источником света в дневное время является солнце, а косвенным, и в солнечную, и в пасмурную погоду, небо. Большую и очень важную роль в создании светового рисунка играет отраженный свет, создавая удивительный мир бликов и рефлексов, различных по силе и цветовому тону. По направлению, характеру и силе световых потоков, их цветности, мы можем не только передать время суток и состояние атмосферы, но, главное, сработать на драматургию и смысл кадра или сцены. Наряду с этим и сам источник-солнце часто включается в кадр. При этом солнце несет нагрузку композиционной составляющей и эффекта освещения, играет смысловую и образную роль. Вспомним слепящее солнце в кадре в фильме режиссера Е. Ташкова и оператора П. Тодоровского «Жажда», где невыносимую жару и отсутствие воды зритель ощущает почти физически. Или финальный кадр «Неумолимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна и оператора Федора Добронравова, где три всадника движутся на фоне громадного красного солнца (кадр снят очень длиннофокусной оптикой). Солнце в кадре элемент композиции, а кадр стал образом. Вспомним впечатляющие кадры из фильма «Дни жатвы» Терренса Малика и оператора Нестора Альмендроса (операторский «Оскар») с солнцем в кадре, пробивающемся сквозь дым пожарища и превращающим мир в мир рухнувших надежд.
Хотя Луна сама по себе не является источником света, но отраженный от нее свет достаточен для видимости освещенных им объектов сверхчувствительным человеческим глазом. К сожалению, освещенность даваемая светом луны и контраст между ней и натурой настолько велик и непостижим ни для пленки, ни для матрицы. Это требует дополнительного освещения, но при этом достигается удивительный эффект лунной ночи, непревзойденным мастером которого в живописи был художник Куинджи. Цифровые технологии сегодняшнего дня позволяют поместить луну, как элемент композиции, в любом месте кадра, любой величины и любого состояния. Но хочется вспомнить удивительные кадры из фильма «Вечер накануне Ивана Купала» (режиссер Юрий Ильенко, оператор Вадим Ильенко), где луна в кадре создана из светоотражающей пленки, состоящей из большого количества микролинз и используемой, в свое время, для изготовления дорожных знаков. Отражая дозированное количество света от направленного на нее осветительного прибора, она выглядит сказочно, но выразительней и достоверней, чем настоящая.
Источниками света в кадре могут быть фонарные столбы, светящиеся окна, костры, факелы, ручные фонари. Современные высокочувствительные пленки и матрицы позволяют во многих случаях использовать их в кадре как композиционный элемент и одновременно как источник света, создающий необходимую, часто местную, экспозицию. В документальном кино, и в определенных случаях в игровом художественном кинематографе, такой вариант используется, но для достижения художественного эффекта требуются дополнительные, закадровые источники света, имитирующие эффект создаваемый источником света в кадре. Они увеличивают диапазон его действия или усиливают эффект. Для этого требуются знания и творческое мышление.
Особенно они нужны оператору в павильоне и в интерьере, но в каждом случае со своими нюансами в решении художественных и технических задач. И у каждого творчески мыслящего оператора свои пути их решения, свои «маленькие» секреты ремесла, свои наработки. В одном из вариантов источники света исполняют роль декоративного элемента. В таком случае оператор решает задачу композиционного размещения их в кадре, согласованности по величине, яркости и цветности в плоскости кадра. В других случаях источник света в кадре может нести функцию как рисующего, так и заполняющего или моделирующего, контрового света при светотеневом решении кадра-сцены. Здесь возникают проблемы высокой яркости источника и соответственно высоких контрастов, непередаваемых ни пленкой, ни матрицей. Следовательно, оператору приходится решать задачу по уменьшению контраста. Увеличение общей освещенности уменьшает контраст, но сводит на нет, «убивает» эффект который дает источник света. Другой путь – изменение, уменьшение мощности светового потока источника в сторону камеры. Решение этой проблемы индивидуально в каждом конкретном случае. Это может быть частичное перекрытие источника света деталью интерьера или элементом композиции кадра. В другом случае яркую часть полупрозрачного абажура настольной лампы или торшера можно перекрыть с внутренней стороны фолиевым нейтрально-серым фильтром. А электрическую лампочку со стороны «взгляда» камеры покрыть серой краской. Переднюю часть стекла керосиновой лампы можно хорошо закоптить. И если источник света в кадре несет чисто декоративную или вспомогательную роль, его желательно «посадить» на димер и сделать управляемым и «послушным» воле оператора.
Свеча и лампа. Они часто встречаются в кадре. В одних случаях они статичны и эффект света может быть создан при помощи нескольких приборов. Главное в этом случае — не документальная точность света, а иллюзия достоверности светового рисунка по характеру. Странно выглядят в таких случаях кадры, когда свеча или лампа находятся на уровне персонажа, а свет на лицо ложится сверху. Или еще более странно, когда направление светового рисунка противоположное местонахождению источника. Более сложная задача стоит перед оператором, когда источник света движется и при этом находится в руках человека. Вспомним удивительные по красоте и выразительности кадры проходов героини с керосиновой лампой в фильме Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» (операторский «Оскар» гениального Свена Ньюквиста ). А уж фильмов и кадров, где персонаж движется со свечой – не счесть. Часто в свечу (как и в керосиновую лампу или фонарь) монтируют параллельно пламени малогабаритную низковольтную лампочку невидимую зрителю, питание электролампочки находится на актере. Важный момент. В большинстве случаев бытовые лампочки, а тем более пламя свечи или факела, по цветовой температуре ниже профессиональных осветительных приборов, поэтому имитирующий свет должен быть отфильтрован, или, для достижения такого же эффекта, можно снизить питающее напряжение лампочки при помощи гасящего сопротивления.
Применяя при съемке различные диффузионные фильтры типа Fog или Pro Mist, в других случаях используя пиротехнические дымы, источники света в кадре помогают передать материальность и пространственность среды, в которой происходит действие фильма.
Неоновая реклама, мониторы и экраны телевизоров в кадре создают удивительную игру рефлексов и бликов, благодаря которым изображение становится богаче и выразительнее. Посмотрите удивительные кадры ночного города с отражениями в мокром асфальте источников света в фильме Франсуа Трюффо «Последнее метро» (оператор Нестор Альмендрос) и в фильме трижды оскароносного оператора Витторио Стораро и режиссера Уоррена Битти «Дик Трейси».
В интерьерах часто источниками света являются окна. Окна, которые попадают в кадр, имеют очень высокую яркость. Они могут быть часто перекрыты нейтрально-серыми фолиевыми фильтрами или специальными черными фильтрами-сетками, что позволяет уменьшить контраст яркостей в кадре и создать необходимую тональность.
В любом случае, при наличии в кадре источника света, от оператора требуется решения технических проблем и творческих задач. Это правдивость, достоверность эффекта освещения по направлению световых потоков, их силе и распределению в пространстве, по характеру световых потоков и их цветности, по тональной передаче объекта, его динамического диапазона, по созданию иллюзии трехмерности пространства, объемности изображения. Это композиция кадра и его эмоциональное и образное восприятие зрителем.
Об авторе:
Юрий Тимофеевич Гармаш
Кинооператор, член Правления Гильдии кинооператоров, член Союза кинематографистов Украины, член Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO, заслуженный деятель искусств Украины.
Оператор-постановщик более 15 художественных фильмов, среди которых «ВавилонХХ» и «Изгой», а также телепроектов, среди которых «Бальзаковский возраст или все мужики сво….», «Адвокат», «Всегда говори всегда», «Прииск», «Реквием для свидетеля».
Источник: broadcast.telekritika.ua