Лунная программа

Автор: VDSLR.com.ua. Опубликовано в Making of, Videos

Тэги: ,

Опубликовано Ноябрь 24, 2011 , Комментариев нет

Фильм «Аполлон 18» – это пример удачного сотрудничества западных и отечественных кинематографистов. Надеемся, что из года в год количество подобных международных проектов будет только увеличиваться, чтобы российским VFX студиям выпадал шанс имели заявить о себе на самом высоком уровне.

В 1961 году американское космическое агентство НАСА взялось за претворение в жизнь программы «Аполлон», цель которой заключалась в запуске пилотируемых космических кораблей с последующим полетом и высадкой людей на Луне. Историческое событие с прилунением датируется 21 июля 1969 года. В этот день в 02 часа 56 минут и 20 секунд по Гринвичу астронавт Нил Армстронг ступил на поверхность космического тела и произнес знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Нил Армстронг стал командиром экипажа «Аполлон -11». С 1969 по 1972 год США отправили на Луну шесть экипажей. Последний полет с высадкой был произведен на «Аполлоне –17». Экспедиция «Аполлона -18» так и не состоялась и вскоре лунную программу свернули. Но, как известно, любые исторические события всегда обрастают множеством легенд, мифов, слухов и гипотез одна краше другой. Одной из наиболее распространенных и популярных тем является теория «Лунного заговора», согласно которой американцы никогда не были на Луне, и все эти высадки являются ни чем иным как инсценировкой в студийном павильоне.

Также существует «контртеория», что полеты и прилунения производились в действительности, но мнимая информационная утечка с вызывающими споры фото и видеоматериалами была организована специально, чтобы отвлечь от факта встречи с представителями внеземной цивилизации. В эту теорию отлично вписывается якобы совершенный и строго засекреченный полет «Аполлона 18». Конспирологи практически оформили идею для фантастического фильма, поэтому неудивительно, что российский продюсер и режиссер Тимур Бекмамбетов ухватился за нее и решил хорошенько проработать.

Сложности мистификации

Сюжет фильма «Аполлон-18» разворачивается вокруг найденных пленок засекреченного полета американских астронавтов на Луну. Режиссер Гонсало Лопес-Гальего и продюсеры решили сделать картину в псевдодокументальном стиле, чтобы мистификация получилась как можно убедительней. Ленту снимали в павильоне одной из студий в Ванкувере. Производственный бюджет составил пять миллионов долларов. Количество планов с компьютерной графикой перевалило за сотню.

Примечательно, что львиная доля планов с эффектами создавались в российских студиях: «База» и CG Factory. Также в работе принимали участие канадские компании Image Engine и Atmosphere.
«Всю работу на этом фильме можно разделить на две части, – рассказывает VFX супервайзер картины Денис Седов. – Первая часть связана с дорисовкой фоновых изображений, поскольку лунный пейзаж снимали в павильоне в частично построенной декорации на хромакейном фоне. Вторая часть – это компьютерная анимация. Мы создавали инопланетян, которые превращались из камней в чудовищ, похожих на членистоногих крабов».
«Порядка 70 процентов работы доставшейся нам в количестве 30 планов, – добавляет супервайзер студии «База» Павел Перепелкин, – была связана с композитингом, трекингом и затиранием лишнего оборудования. Лишь передний план был настоящим, то есть отснятым в павильоне, все остальное имитировалось на компьютере».

Самый большой объем работы выпал на долю художников по фонам, которым пришлось дорисовывать пейзажи как в 2D, так и в 3D.
«Все зависело от съемочного плана, – рассказывает Денис Седов, – где-то можно было обойтись двухмерной графикой, но были кадры, требовавшие 3D достройки. Отмечу, что фильм снимался в псевдодокументальном стиле и наш оператор настолько стремился к аутентичности, что заряжал в камеры поцарапанную пленку, а кое-какие сцены снимал на 16 мм.

Подобный подход сильно осложнял производство компьютерной графики особенно в динамичных планах с 3D фонами, когда герои бежали по лунной поверхности».
Трекинг сцен с бегущими астронавтами, в которых зритель видит картинку фиксируемую камерой установленной на шлеме, осуществлялся вручную. Астронавты, участвовавшие в экспедиции «Аполлон 17» брали с собой видеокамеры. Роль таковых в картине «Аполлон 18» исполнили маленькие камеры Sony Handycam.
«С этих видеокамер изображение выводилось на мониторы, – комментирует Денис Седов, – с которых потом его переснимали на камеры Arri Alexa и только после этого материал отправляли на DI. Вообще на этом проекте количество разнообразного съемочного оборудования зашкаливало, и мы имели дело с разными стандартами, фреймрейтами и разрешением. Пришлось повозиться».
Одним словом, специалистам по трекингу и композитингу посчастливилось иметь дело с огромным количеством шума и пленочного мусора. Но основная трудность, по словам супервайзера фильма, заключалась в том, что окончательный монтаж был утвержден студией и продюсерами за месяц до сдачи финальной графики.
«Когда уже все было практически готово, фильм решили перемонтировать, – продолжает Седов, – а дату релиза перенести. Потом были пересъемки и еще один монтаж. Но графику мы также делали в столь же сжатые сроки. В итоге эффекты создали к двум фильмам».
«Полнометражный фильм «Аполлон 18» задумывался как блиц-проект, когда съемки, монтаж и компьютерная графика выполнялись одновременно в течение экстремально короткого срока — 1 месяца, – добавляет супервайзер студии CG Factory Павел Безбородов. – Поэтому мы с особой тщательностью подошли к планированию нашей деятельности.

До начала работ у нас уже был четкий перечень задач по всем кадрам с компьютерной графикой. Денис Седов, который выступил супервайзером визуальных эффектов, отправился контролировать съемочный процесс на площадке в канадский Ванкувер, где в ангаре бывшей деревообрабатывающей фабрики был снят наш ответ Стенли Кубрику.

Денис прислал расписание съемок, и у нас появилась информация, когда и какие планы будут сниматься. В свою очередь мы составили соответствующий календарный план, в котором прописали, когда и что у нас должно быть готово, чтобы успеть вовремя завершить проект. Мы получали материал фактически на следующий день после съемок. Сами съемки начались 23 декабря и чтобы успеть к дедлайну (9 февраля), мы вышли на работу уже 4го января. Autodesk 3ds Max оказался самым подходящим пакетом, чтобы объединить пайплайны студий «База» и CG Factory.

На себя мы взяли задачи по моделированию и подготовке к анимации лунных монстров, а также финальную сборку сложных кадров, а «База» отвечала за анимацию и часть кадров с дорисовкой фона».
Материалы отправлялись на утверждение режиссеру практически каждый день, полностью оправдывая термин dailies, который принят за рубежом для этой формы коммуникации. По словам Павла Безбородова, «Аполлон 18» стал одним из тех проектов, когда им удавалось выполнять задачи в срок без стресса и бессонных ночей.

Каменные инопланетяне
На Луне астронавты сталкивается с представителями внеземной цивилизации. Пришельцев создавали по концептам в программе Autodesk 3ds Max трехмерщики студии CG Factory.
«Поскольку это проект Тимура Бекмамбетова, – рассказывает Денис Седов, – то дизайн персонажей разрабатывался в России. Наши художники Станислав Лебедев и Валерий Зарожевский нарисовали десятки концептов по режиссерскому брифу, который был исключительно словесным. Постановщик хотел, чтобы за астронавтами гнались толпы каменных монстров».

Модели лунных жителей не отличались большим количеством полигонов, а детализация была осуществлена за счет применения карт смещения при текстурировании.
«Подготовка к анимации производилась в Autodesk 3ds Max, – рассказывает Денис Седов, – оригинальной формой персонажа был камень, который разламывался на несколько кусков, после чего появлялся этот монстр. То есть он собирался из обломков камня как трансформер. Риг не отличался простотой. Помимо этого в фильме три вида пришельцев, которые кардинальным образом отличаются друг от друга. Плюс к этому в каждом виде несколько вариаций. Анимировали инопланетян по ключевым кадрам».

«В нашей студии был сделан риг шестилапого персонажа, у которого 4 ноги – «обыкновенные», а две передние конечности имеют вид массивных клешней, – добавляет супервайзер студии CG Factory Павел Безбородов. – Режиссер хотел, чтобы «лунтики» перемещались по поверхности скорее как гориллы, а не как крабы. Аниматоры достаточно быстро нашли способ воплощения желаний режиссера в жизнь, сделав всего лишь несколько итераций тестов по анимации.

Кстати, наших главных персонажей – лунных монстров – мы ласково называли «лунтиками», а для англоязычных заказчиков я придумал аналог этого названия — moonsters, который им тоже очень полюбился. Курьезность ситуации в том, что «лунтики» в фильме не являлись пришельцами или, используя другой термин, инопланетянами. Это астронавты на Луне были пришельцами или инопланетянами, а «лунтики», наоборот, «местными жителями».

В момент разлома камней происходит выброс лунной пыли и осколков. Эти эффекты были реализованы в системе частиц программы Autodesk Maya.
«После того, как был осуществлен блицкриг, – заключает Павел Безбородов, – а фильм снят и смонтирован с нашей компьютерной графикой, продюсеры его посмотрели и осознали, что «тема лунтиков не раскрыта» полностью. Поэтому они решили добавить новых кадров с полюбившимися нам персонажами. Как я говорил, изначально «лунтиков» анимировали ребята из студии «База», но при появлении новых сцен, мы уже сами выполняли анимацию».

Автор: Константин Мееров             Источник: cinefex.ru

Комментариев нет

Нет комментариев для Лунная программа. Возможно вы хотели бы добавить свой комментарий?

Оставьте комментарий

Вы должны быть Вы зашли как оставить комментарий.