Александр Митта. Кризис кинообразования в России

Автор: VDSLR.com.ua. Опубликовано в В мире, Короткий метр, Личности, Люди и работа

Тэги: ,

15

Опубликовано Октябрь 10, 2011 , 1 комментарий

Кризис, который стал стабильным состоянием российского кино, напрямую связан с низким качеством образования. Все-таки кино главным образом делают молодые – что называется, свежая кровь. Вопрос, конечно, не в возрасте крови, а в продуктивной работе мозга.

Николай Хомерики превратился в хрестоматийный пример режиссера, получившего европейское образование, снимающего и арт-хаус, и жанровые картины. Таких немного – тех, кто уезжает на год или два в Америку, получая там пусть и торопливое, но современное образование. Впоследствии оно позволяет людям свободно ориентироваться в кинопроизводстве и решать проблемы, связанные с постановкой полнометражных картин по оригинальным сценариям и идеям. В России пока широко используется только франшиза, когда переделываются известные сюжеты, такие, как знаменитый «Побег» с участием Харрисона Форда или какие-нибудь известные комедийные фильмы. Это стало нормой, но ведь нельзя же все время перепевать чужие песни. Россия – большая страна. Она всегда славилась свежими идеями, новаторством в кино и своим охватом зрителя.

Сегодня молодой российский режиссер просто не готов к созданию полнометражного фильма. Весь его предыдущий опыт связан с небольшим количеством короткометражек, удаленных от кинопроизводства. Для подготовки большого грамотного фильма этого недостаточно. Люди не представляют, в какой мир они попадают, не знакомы с тенденциями и течениями современного мирового кино. В одном только арт-хаусе сегодня масса течений, которые между собою перекликаются и взаимодействуют. Студенты европейских вузов варятся в этом соку, посещают множество курсов, мастер-классов и летних семинаров. На любом европейском фестивале всегда полным-полно студентов со всего мира, только не из России. Поэтому, когда наши недоучки делают что-то новое, им приходится изобретать велосипед.

В России нет полноценной системы курсов и факультативов по современному кино. Наша киномолодежь отличается эстетическим провинциализмом, старомодностью и неумением решать современные проблемы. Никто из продюсеров не испытывает особого почтения к их дипломам, будь то ВГИКовский или высших режиссерских курсов. Мы совершенно не понимаем, как работать с межгосударственной кооперацией. В создании современного кино принимают участие фонды из различных стран, в производстве задействована кооперация. Сегодня любой нормальной фильм, даже с малым бюджетом – интернациональный. И поэтому мимо молодых российских режиссеров пролетает множество грантов, которые готовы выделить фонды и люди, болеющие за искусство, из разных стран.

Раньше большого выбора не было. Режиссер учился во ВГИКе, проходил обязательную практику на студии и снимал там свой дипломный проект. А студии были обязаны выделять на это деньги. Например, трех студентов от нашего курса, Андрея Тарковского, Василия Шукшина и меня направили на киностудию Мосфильм. Тарковский и Шукшин сняли по короткометражке, а я скооперировался с еще одним парнем, Лешей Салтыковым, которой заканчивал параллельную мастерскую Сергея Апполинаревича Герасимова. Вдвоем мы сняли полнометражную картину «Друг мой, Колька!». И получили за нее премию в Лондоне. Картину смотрят до сих пор. А короткометражка Тарковского «Каток и скрипка» взяла первую премию на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году. Василий Макарович снял, возможно, не самую успешную картину, но зато тут же на студии Горького снял фильм «Живет такой парень», также отмеченный международными наградами.

Вообще в то время люди выходили более подготовленными и с серьезным образованием. Были мастерские Ромма, Герасимова и остальных. Но эти мастерские не окучивали студентов, как курицы цыплят. Тогда это было важно. ВГИК защищал студентов от внешней среды, не позволяя туда проникать различным агрессивным идеям и коммунистическим пропагандистским лозунгам. А люди спокойно занимались профессией. Такая метода обучения была логична для той страны и в то время.

Однако сегодня она уже повсеместно отвергнута. Ни в одном мировом вузе вы не встретите такого монологического образования. Никто не выращивает студентов под себя, сейчас это совершенно невозможно. Студентов обучают кинематографу, а не узкой профессии потоком лекций, курсов и семинаров по разным направлениям, и там преподают только те режиссеры, кто успешен на рынке. Есть возможность сегментироваться по направлениям – по написанию сценариев, режиссуре, кинопроизводству или продюсированию. Все представлено в форме системы мастер-классов, когда человек должен сам думать, выполнять задания и таким образом расти как профессионал.

Во всех мировых институтах во главу угла поставлены съемки. Наши студенты снимают гораздо меньше, хотя сегодня для этого не требуется так много техники и средств. Можно снять и за совсем небольшие деньги, если есть идея. И творчески оснащенные ребята это делают, но только гораздо реже, чем нужно. Не существует выбора из таких людей. Если молодой режиссер уже снял и довел до логического конца картину за небольшие деньги, то он хорош для продюсеров. Это с одной стороны говорит о дефиците грамотных режиссеров, а с другой стороны и о дефиците грамотных продюсеров. Все захватила продюсерская любительщина. Современный российский продюсер – это зачастую человек, который может в наших условиях где-то выкрутить на бюджет деньги, половину за щеку засунуть, а на оставшееся снять что-нибудь эдакое, что уже по определению имеет маленький шанс выйти в люди – все экраны отданы американцам. От общего количества наших новых фильмов, на экраны попадает немногим более 10%, и только 5% пользуются успехом.

Еще одна горькая беда – на кинопроизводство сегодня приходят люди, юридически безграмотные. Они не готовы работать в системе договорных отношений, не умеют составлять договоры, отстаивать свои права. Поэтому талантливых ребят просто по-черному нанимают на какие-то копеечные проекты, и они при этом счастливы, что хотя бы так.

Я много лет преподавал в Германии и видел, как поднималось немецкий кинематограф, в свое время полностью растоптанный американским. Еще 15-20 лет назад молодого немца нельзя было и палкой загнать на немецкий фильм. Они смотрели американское кино с 1945 года, оно держало в Германии очень уверенные позиции, приносило хороший доход и немецкое кино на экраны просто никто не выпускал. Однако немцы собрались всем миром, и каждая земля (то бишь, губерния по-нашему) создала специальные фонды и выделила гранты. Сейчас там только земельных (губернских) фондов порядка шестнадцати, в всего существует более трех десятков фондов для молодых режиссеров, которые собираются делать отечественное кино. В итоге родилось прекрасное поколение новых немецких режиссеров, и сейчас оно является практически ведущим в Европе. И кроме того, что очень важное, в Германии обширный второй план режиссеров, которые создают настоящее и серьезное искусство на телевидении и выпускают множество другой качественной продукции. Но в Германии фонд – это не прикрытие воровства.

Французы пошли по другому пути. Они законодательно закрепили отчисления в фонд французского кино от всех американских прокатов. Плюс к этому, большие отчисления на молодое кино полагаются с доходов французского телевидения. Таким образом, при активной поддержке государства встает на ноги и бельгийское кино, и кино Северной Европы.

Мы тоже недавно получили подарок от государства. В поддержку кино создан правительственный фонд, и это действительно полезная мера. Например, при содействии этого фонда создавалась картина Славы Росса «Сибирь. Монамур», которая недавно победила на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске. Фильмом всерьез заинтересовались французы и уже готовят ей европейский прокат. Когда появляется по-настоящему грамотный и адекватный проект, он находит поддержку. Однако в целом ситуация в российском кино тревожная. Это если мягко. А если честно, то просто отчаянная.

Александр Митта , 2011

Источник: mitta.ru

1 комментарий

Сейчас 1 комментарий в Александр Митта. Кризис кинообразования в России. Не желаете ли добавить комментарий??

  1. Все верно. Только война или глубокий кризис может заставить русских людей смотреть вглубь и писать сценарии о чем-то, а не сочинять поверхностный видеоряд в надежде всех впечатлить. А про актеров и говорить не приходится пытаются покрыть себя ореолом харизматичности, а на деле получается лицемерная самодовольная ухмылка и крысиный прищур, который они пытаются преподнести как глубокий образ героя. Но даже если нашелся какой нибудь одаренный актер он бы повесился от того что ему нечего играть. Печалька..

Оставьте комментарий

Вы должны быть Вы зашли как оставить комментарий.