Rebel Filmmaking — идеология и инструменты качественного бюджетного кино

Высокое качество / Высокая скорость / Низкая цена. Не открою для вас Америку, если скажу что из этих трех переменных, только две могут сосуществовать. Хотите быстро и качественно — платите. Качественно и дешево — ждите. Дешево и быстро — не жалуйтесь. C’est la vie, и кино тому не исключение.

Получается, что rebel filmmaking, раз уж он качественный и бюджетный, процесс болезненно длительный? Но это не совсем правда — часто этот подход, наоборот, дает более быстрые результаты. В чем же, как говорится, собака порылась?

Как обычно, собака ни в чем для вас новом не рылась. Просто применительно к rebel filmmaking’у в формуле качество/скорость/цена закралась ошибка. Можно подумать, что ошибка в оценке «качества» и по-настоящему хорошего качества достичь невозможно. Полуправда, т.к. даже по высоким критериям оценки ТАКОЕ

считается весьма достойным качеством (Фильм «Монстры» Гарета Эдвардса, снятый (не путать с общим бюджетом, в который входит реклама, которую уже «тянут» издатели) примерно за $15000). Хотя, конечно, немногим удается такого достичь.

И именно в этих «немногих» и кроется правда — будучи качественным и довольно быстрым, rebel filmmaking не является дешевым. Просто цена эта выражается не в количестве нулей, а в навыках, знании и опыте конкретного человека. В вещах, которые уж точно не получишь, прочитав одну статью малоизвестного фильммейкера.

Идеология rebel filmmaking’а заключается в знании, понимании (а в идеале и умении) всего процесса создания кино — от подготовки, до спецэффектов. И именно такое понимание позволяет, например, пожертвовав декорациями, дорисовать недостающие элементы в «посте», поправить свет или даже создать массовку и т.д. В этой статье я постараюсь вкратце «пройтись» по всем этапам кинопроизводства и инструментам, которые используют независимые фильммейкеры.

Итак, наша цель — это высокая воспринимаемая стоимость при низкой фактической. Еще раз посмотрите трейлер от Монстров — выглядит намного дороже, чем реально потрачено денег. О том, как это сделать, надо задумываться еще на стадии

ПОДГОТОВКИ (ПРЕПРОДАКШЕН).

У вас есть гениальная идея блокбастера, вы уже написали сценарий, проверили своего героя на соответствие трем зонам конфликта и его прохождение через все четыре ипостасии или же ___________ (вписать сюда любимую схему «правильного» сценария) и готовы снимать! Не торопитесь. Скорее всего, когда вы писали, вы автоматически задумывались над тем, где, как и что вы будете снимать, и вычеркнули некоторые отличные сцены, потому что на ТАКОЕ бюджета нет. Мы это исправим, заменив эти сцены другими и усилив те, что есть. Давно виделись с друзьями, однокурсниками, одноклассниками, сокамерниками, коллегами…? Самое время приглашать их на чай с пирогом, особенно если они:

  • водят личный автомобиль, грузовик или еще лучше — байк;
  • играются в страйкбол и имеют собственное оружие;
  • играют в музыкальной группе;
  • имеют большое помещение, к которому имеют легкий доступ (арт-центр, гараж, офис, частный дом с садиком, прудиком и лужаечкой…);
  • толпа народа, которую хлебом не корми — дай в чем то поучаствовать;
  • вот та знакомая модель с офигительной внешностью;
  • тоже занимаются кино- или фотосъемкой и имеют объективы, технику, свет, звук и другие вещи, которые хотите иметь вы, но пока не можете;
  • миллиардеры, которые не знают куда девать деньги;
  • и т.д.

Вообще, лучше всего сделать отдельную базу данных с типами и подтипами ресурсов, которые имеются в относительно легком доступе. А потом тщательно (но не переусердствуя) попытаться все это «впихнуть» в существующий сценарий — все эти вещи и люди способны добавить «дороговизны» в происходящее на экране, а в идеале ничего не будут стоить. Ровно до того момента, пока вы не начнете зарабатывать на кино хорошие деньги и ваши друзья об этом узнают.

После того, как вы адаптировали сценарий под имеющиеся ресурсы, самое время приступать к подготовке. Или нет, давайте еще убедимся, что сценарий написан правильно — тогда количество страниц среднестатистического сценария будет равно количествам минут на экране. Если вы пишете на английском и находитесь в Голливуде, вы и сами знаете, что стандартом де-факто является — Final Draft. Говорят, если сценарий напечатан не файнлдрафтовским шрифтом, его в Голливуде никто читать не будет. Слава Богу Жаль, что мы не там. Поэтому можно пользоваться и другими программами. Многие любят Scrivener, а еще больше — бесплатный Celtx (который умеет не только сценарии форматировать, но и планировать съемку, ресурсы, локации и вообще). Вернемся к подготовке. Самое главное правило — сделать ее тщательно, ответив на вопрос:

Где, когда и что вы будете снимать?

Это даст вам понимание о необходимом освещении, о возможностях по звуку, о возможностях по постановочной работе, о требованиях к оптике, о движениях камеры, о необходимых ресурсах из вашего списка, о том, что вам нужно будет дорисовывать в посте и, исходя из этого, как снять так, чтобы облегчить себе жизнь…

Если вы являетесь счастливым обладателем iPhone/iPod Touch/iPad, то вам помогут еще и такие программки как Artemis Director’s Viewfinder, который покажет, какую крупность даст такой-то объектив на такой-то камере; Sun Seeker, который покажет где будет солнце и луна в заданный момент времени; Cinemek Storyboard Composer, который поможет сделать раскадровку и на ее основе сразу же прикинуть хронометраж и динамику фильма (посмотрите ролик на их сайте) и еще куча полезных программ. Если айфона нет… да, мне тоже его не хватает… В общем, есть программы и для Windows и для OSX. Например, бесплатный Google SketchUp может стать хорошим помощником в создании раскадровки — благо библиотек под него море и самому рисовать скорее всего ничего не прийдется. Можно делать подготовку и «по взрослому», в такой мегапрограмме, как FrameForge3D, где можно не только расставить и подвигать актеров и реквизит по площадке, но и выставить свет, камеру с объективами и получить очень хорошую оценку того, что реально будет в кадре. Но для меня это немного перебор, я сторонник схематических планов, наверное из-за большого уважения к курсу Hollywood Camera Works, а детальную проработку я оставляю для сложнопостановочных планов или планов с визуальными эффектами. Кстати, вышеупомянутый курс ответит и на вопросы о требовании к движениям камеры и постановочной работе.

Итак, вы вроде бы ответили себе на все вопросы, собрали команду, вспомнили все, чему вас научили в теории управлении команд, мотивации, психологии… Как, вас этому не учили? Странно, большинство киношников тоже. И это целая проблема кино, как в Украине так и в России — почти полное отсутствие профессиональных управленцев на съемочной площадке (второй режиссер, линейный продюсер, директор картины — на разных проектах кто-то из них или все сразу отвечают за организацию процесса). В итоге вылазит две проблемы. Первая — это непонимание того, что навыки и способности людей также важны, как и их мотивация, а «уровень» специалиста определяется низшим из этих двух показателей — замотивированный новичок почти также бесполезен, как и гуру, потерявший (или не имевший) какой либо интерес в проекте (я уже писал об этом немного в посте про Rock’n’Ball). Вторая — это собственно организованность и организация процесса, чтобы все были в нужное время в нужном месте, чтобы поток мыслей «творцов» и погоня за «идеальным» вовремя приостанавливалась и т.п. В общем вы почитали умные книжки, пошли на семинар к моему бывшему шефу Фрэнку Пьюселику и разобрались в данном вопросе. Пора начинать

СЪЕМКУ (ПРОДАКШЕН).

Объективы вы нашли (а будучи настоящим rebel filmmaker’ом вы конечно же снимаете на DSLR (зеркалки), т.к. ничего лучше для кино за такие деньги пока не придумали), для звука тоже получилось найти рекордер (вроде Zoom H4n) и микрофон… или не получилось… Ну тогда прийдется переписать сценарий, чтобы там не было диалогов. Или найти друга, у которого есть небольшая студия и там можно «перетонироваться» (переозвучить диалоги). Почему нельзя на камеру? Можно, но некачественный звук — это проблема №1 всех малобюджетных картин. Звук очень важен. Если у вас на экране ничерта не видно, но слышен страшный звук крадущейся японской девочки с длинными черными волосами, то вы себе в воображении ту девочку дорисуете во всех красках. А вот если картинка прекрасная, но диалог едва слышен, звук хрипит и хромает на обе ноги, то вы уже не смотрите кино, а только и думаете про то, что «вроде неплохое кино, вот если бы они еще звук подправили…»

Со светом точно не получилось — взять «погонять» профессиональные осветительные приборы вам никто не даст. Прийдется выкручиваться обычным строительным светом, купленным в строительном супермаркете и цветокорректирующим фильтрами для приборов (это такая цветная пленка, которую крепят перед лампой — вот ее могут не только дать погонять, но и отдать вообще). Для строительного света понадобится CTB (это пленка синего цвета — она нужна, чтобы убрать излишнюю теплоту строительной лампы). Но и от CTO (оранжевая пленка) не отказывайтесь — может понадобиться для гигантских энергосберегающих лампочек, которые тоже хорошо подходят. Также желательно набрать либо отражателей типа 5в1, либо квадрат белого пенопласта с прикрепленной к нему с одной стороны жеваной фольгой. Еще один отличный инструмент для мягкого портретного освещения — китайский рисовый шар-светильник, все с той же энергосберегающей лампочкой внутри.

От мысли взять за просто так съемочную тележку, кран, слайдер или стедикам тоже лучше отказаться (хотя последние два пункта все таки реальны). Если есть возможность, хорошо бы сообразить подобные устройства самому. Например тележку собрать удалось даже мне. Схем самодельных кранов (crane, jib arm), слайдеров (slider), стедиков (steadicam), тележек (dolly) и другой съемочной техники в интернете навалом. Все это называется общим термином DIY (Do It Yourself), googlите на здоровье. Другой вопрос — мотивация использования того или иного операторского хода. Но это уже вопрос образования и личных предпочтений.

Не забудьте об еще одном важном аспекте, которым на профессиональных съемках занимается помреж (помощник режиссера) или просто хлопушка. Кроме собственно хлопанья хлопушкой/ладошкой/программкой на iPad/мухобойкой для синхронизации звука и видео (если вы таки нашли рекордер), она записывает еще и все комментарии по каждому дублю — удачные и неудачные, кто где что сделал и сказал — и это ОЧЕНЬ сокращает время монтажа и облегчает жизнь в «посте».

Если вы воспользуетесь всеми вышеперечисленными советами, то ваша съемочная площадка станет похожа на настоящую… аматорщину и фигню, с точки зрения «бывалых» киношников. Объяснять им, что при умелом использовании всего этого зритель не увидит разницы и его (зрителя) мало беспокоит КАК сделан фильм, главное чтобы смотреть его было приятно и интересно — все равно что доказывать моему бывшему научному руководителю на кафедре теоретической физики, что он не прав. Просто будьте готовы к разным неумным вопросам. Когда надоест искренне пытаться объяснять, почему так, просто говорите что все подправим/подрисуем/уберем/замажем в посте. Чаще всего срабатывает. Собственно к нему и перейдем.

ПОСТ (ПОСТПРОДАКШЕН).

Устал писать. Буду краток… На самом деле про пост можно писать целый отдельный блог (чем и занимается мой коллега и друг, специалист по визуальным эффектам — Леонид Карачко). Главное — посту надо учится. Если есть возможность — то у «буржуев», например там, где мы с Лёней учимся уже 3й год — fxphd.com. Эдвардс, чей трейлер «Монстров» вначале этого поста (такой вот каламбур выходит) преподавал у нас один из семестров и научил, в частности, отличной технике создавать толпу народа из 6 статистов. Он отличный специалист по эффектам и именно поэтому смог добиться такого результата, несмотря на то, что все эффекты делал у себя на макбуке, используя After Effects. Один из гуру rebel filmmaking’а и автор отличной книги DV Rebel’s GuideStu Maschwitz (который тоже преподавал на fxphd) как в своей книге, так и на блоге, постоянно демонстрирует, как постпродакшен может увеличить воспринимаемую стоимость кино. Например, «простая» цветокоррекция, грамотный монтаж и звуковая дорожка, может сделать снятый на Canon 5DmarkII и 7D видеоподарок для друга настоящим трейлером блокбастера:

BRICK & STEEL Trailer 2010 from Stu Maschwitz on Vimeo.

В общем, возможно почти все. Самое сложное — это перестать находить оправдания своему безделью и начать создавать кино. И не бросать все, когда с первого раза не получится «Голливуда» — его скорее всего вообще не получится без многомиллионного бюджета. Но нечто получится точно. И это нечто будет «очень даже», как работы моих партизан, или наш трейлер, снятый с Раджем.

Перепост с любезного разрешения Игоря Рябчука (www.thatUkrainianGuy.com)

Добавить комментарий